Найти в Дзене
Елена Андрияш

Сон

фото из личного архива. Слева мой дед, справа его родной брат.
фото из личного архива. Слева мой дед, справа его родной брат.


Варвара стала вдовой в 29 лет, с семью детьми на руках - Валентина, Клавдий, Владимир, Михаил, Андрей, Алексей и Александр. Муж ушел на фронт в сорок первом, когда она еще не знала, что беременна Александром.Тяжело работала в совхозе, в глухой Архангельской деревне. А потом, в сорок втором, приснился ей сон. Уплывает ее Петр на лодке в густой туман, и машет рукой: "Прощай Варя, сохрани детей". Она встала утром и поняла - не вернется Пётр с войны. А бумажка, что он пропал без вести, пришла через четыре недели. И пенсии не было, был позор. Ее отец, тоже Петр, помог, показал дорогу через болото, 7 километров от деревни. Через то болото никто не ходил. Только ее отец и она. В лесу , где со всех сторон топь, отец вырубил поляну и посадил рожь и картошку. Поставил домик и печь, что бы она пекла хлеб. И мельничку, маленькую, но смолоть зерно - хватит. Дров наготовил - немеряно. И его призвали. Дорогу по болоту Варя знала с закрытыми глазами, шла и вспоминала отца. Днем работала на победу, поздним вечером и ночью кралась через болото и работала для детей. А пятилетний Клавдий - Клавка, нес хлеб домой. Бежал по топи в темноте, а потом еще 12 домов по деревне. Прятал хлеб под рубашкой. Как то бежал, и напали голодные деревенские собаки, повалили и рвали спину. А он прятал хлеб под себя и молчал. Сосед отогнал собак и удивился: "И чего й то они напали". А Клавка глотал слезы и прижимал хлеб под рубашкой. С тех пор не любил он собак.
Через пол года приснился Варе сон, что уплывает ее отец на лодке в густой туман и говорит: "Прощай Варя, береги детей, через них наша земля поднимется". Встала Варвара, взяла полотенце и завесила зеркало. Было 19 ноября. Мать на нее кинулась, в волосы вцепилась, и стала кричать : "Что же ты гадина отца заживо хоронишь". "Нет его больше, мама,- ответила Варя, - не вернется он". Мать била ее и плакала. Похоронка пришла через 3 месяца: "19 ноября Петр Годовиков пал смертью храбрых..." Мать взяла бумажку в руки и завыла...
Ни одного не потеряла Варвара, всех подняла - Валентину, Клавдия, Владимира, Михаила, Андрея, Алексея и Александра, того, которому не довелось увидеть отца. "Учитесь, мне и отцу вашему не пришлось, а вы учитесь", - говорила Варвара. И они учились Шли 5 километров до школы, что бы закончить 9 и 10 класс. Зимой Клавка возил хилого Володьку на саночках. А потом Михаил выучился на механизатора, Андрей - на ветеринара и вернулись в родную деревню. Алексей и Александр закончили военные училища, один за другим, и отправились служить. Клавка ушел во флот. Вовка и Валя грызли науку в институтах в Ленинграде. Все было хорошо
Да вдруг снова приснился Варваре сон, уплывает ее Александр на лодке в густой туман , машет рукой, и говорит невестке: "Береги Маша детей". Проснулась Варвара и закричала. Да чего уж, кричи - не кричи. Большой генерал жал Варваре руку, вручал его награду, говорил спасибо за сына. Кому нужно это "спасибо"? Две девочки остались.
Когда Варвара в четвертый раз увидела страшный сон, уплывала в туман лодка, а на ней Алексей, кинулась Варя в воду, в туман, схватила лодку двумя руками и вырвала из густой пелены, почти до берега дотащила. А там Алексей сам из лодки выпрыгнул и пошел с ней к деревне. Проснулась Варвара и перекрестилась. Когда приехал Алексей в отпуск, то сказал Варваре : "Знаешь мать, я ведь чуть не погиб, чудом спасся, снаряд разорвался рядом со мной, да только какая то неимоверная сила вырвала меня из этого места и за доли секунды перенесла на другое. Показалось мне , что несла ты меня на своих руках. Ничего не сказала Варвара, обняла сына и заплакала.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ДАННОЙ СТАТЬИИ ФОТОГРАФИИ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАНАЛА Елена Андрияш И ЗАЩИЩЕНЫ АВТОРСКИМ ПРАВОМ. ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ КОПИРОВАНИЕ И ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗРЕШЕНО ТОЛЬКО ПРИ УКАЗАНИИ ГИПЕРССЫЛКИ НА КАНАЛ Елена Андрияш- https://zen.yandex.ru/id/5d6978bd028d6800ac24929a КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО.
Клавка собак терпеть не мог. Но жену любил, а жена любила собак. Держал Клавка большую собаку- сенбернара. А в тот самый Карибский кризис, его корабль доставил ракеты на Кубу. Не было их, а пришел Клавкин корабль и еще корабль и выросли ракеты как свечки. И забоялись американцы. Стояла Россия и стоять будет.
Старела Варвара, уже и внук старший военное училище закончил. Провожала его Варвара к месту службы, ох страшное место. "Служи Петенька, сынок, защищай Родину. ничего не бойся" А через пять месяцев увидела сон. Плывет Петенька в лодке в густой туман, да не один, полная лодка молодых парней. Еще шестеро с ним. И уже руку поднял, что бы помахать. А на берегу стоит жена его - Катя, и плачет. Закричала Варвара и кинулась в пелену,схватила лодку двумя руками и потянула к берегу. Да только много мальчишек в лодке. Держит ее Варвара, не пускает в туман, а вытащить не может. Уже сил совсем не осталось, вот вот отпустит. Да вдруг из тумана, с той стороны лодки, увидела Варвара обоих Петров и отца и мужа, а рядом сыночек ее Сашенька. 26 лет ему, ничуть не постарел. Втроем- плечем к плечу - толкнули они лодку к Варваре, и уткнулась лодка в песчаный берег. Вышли из нее все мальчишки и пошли с Варварой к деревне. Рядом Катя бежала и улыбалась. А Петенька позвонил вскоре: "Привет бабанька! Как твои дела? У меня все хорошо"...
Когда исполнилось Варваре 84 года, дала она детям и внукам телеграмму: "Устала жить, помирать буду седьмого". Приехали и дети и внуки и невестки, и правнуки. Ох много народу, стара стала Варвара, что бы всех пересчитать. Уселась она в саду в плетеном кресле и попросила мужчин уйти.
- Вы вот что, девки, если кому присниться сон, что уплывает родной человек на лодке в густой туман, вы не стойте, не плачьте. Бросайтесь туда, хватайте лодку и тащите ее к берегу. А если будет тяжело, и не вытащить, то мы подсобим. И я, и отец мой Петр, и муж мой Петр, и сыночек Сашенька. Тяните девки лодку к земле.
Странно на нее посмотрели невестки, жены сыновей и внуков. Ничего не сказали. Только Катя подошла с 10 летней дочкой, прижалась к морщинистой старушечьей щеке: "Спасибо бабушка за Петра. Благословите Вареньку"...