Когда у детей возникают трудности, их злость обычно направляется на людей, с которыми они чувствуют себя в безопасности - на родителей! Естественно, что в такие моменты мы тоже злимся, делаем выговор, говорим им, чтобы они вели себя хорошо, или отправляем к себе, чтобы они успокоились.
Просто родителям необходимо понять, что когда дети ведут себя грубо и агрессивно, они не пытаются нас обидеть. Они пытаются таким образом попросить нас о помощи.
И если мы отвечаем криками, угрозами, то они начинают закрываться от нас.
Родителям нужно проявлять больше терпения по отношению к своему ребенку. Это того стоит, потому что наше понимание сбивает гнев ребенка с толку и он успокаивается.
Это углубляет связь и доверие, которые вы устанавливаете со своим ребенком и помогает вашему ребенку решить свою проблему. А также уменьшает будущие вспышки агрессии.
Советы, как помочь ребенку справиться со злостью и успокоиться.
1. Успокойтесь, прежде чем ответить.
Напомните себе, что ваш ребенок посылает вам сигнал о помощи. Естественно, вас заводит, когда ваш ребенок грубит вам. Если вы можете глубоко вздохнуть и сохранять спокойствие, вы моделируете важнейший навык для вашего ребенка: саморегулирование. Дети узнают очень много от нас, от того, что мы делаем. Если ваш тон по умолчанию уважителен, то это будет и обычным тоном вашего ребенка.
2. Установите границы - уважение и вежливость.
Вместо того чтобы делать выговор, просто скажите, что его слова вас обижают. Признайте, что ребенок расстроен, и предложите ему поговорить об этом спокойно и вежливо.
3. Будьте готовы выслушать ребенка.
Реакция вашего ребенка на предложение поговорить, вероятно, будет заключаться в том, что он выпустит поток своего беспокойства в вашу сторону. Вы сможете узнать обо всех причинах, из-за которых него такое настроение. Возможно он даже обвинит вас в своих проблемах. Не принимайте это близко к сердцу! Мы всегда говорим в порыве злости то, что на самом деле не имеем в виду. Уже хорошо то, что ребенок делится с вами своими переживаниями, а не держит их внутри. Ему сейчас больше всего нужно, чтобы вы поняли, как он сильно расстроен.
4. Сочувствуйте.
Ребенок кричит на вас, а вы должны сопереживать? Именно так. Ведь это то, что помогает ему чувствовать себя в безопасности. Ваше сострадание - это то, что помогает ему почувствовать свои запутанные эмоции, двигаться сквозь них и отпускать их.
5. Если ваш ребенок относится к вашему сочувствию гневом, просто прекратите говорить.
Обычно, когда расстроенные люди действительно чувствуют, что их понимают, они начинают плакать. Но иногда эти чувства слишком невыносимы, и они начинают нападать на сопереживающего. В таком случае, просто замолчите и почувствуй всю эту боль. Сделайте глубокий вдох. Не обязательно что-то говорить, чтобы выразить сочувствие.
6. Слушайте внимательно, чтобы ваш ребенок мог найти решение.
Воздержитесь от желания рассказать ребенку, как решить проблему, если только вы не помогли ее создать. Вместо этого, слушайте и задавайте вопросы.
Как только ваш ребенок выпустит пар, она начнет успокаиваться. Тогда он уже сможет придумать какое-нибудь решение. Если решение не совсем подходящее, вы своими наводящими вопросами можете направить ребенка на верный путь. Такой процесс решения проблем укрепляет между вами доверие.
7. Позже подумайте вместе над тем, что произошло.
Это развивает эмоциональный интеллект, закладывая в мозг нейронные цепи, которые позволяют ребенку лучше управлять своими эмоциями. Только не упрекайте, не вызывайте в нем чувства стыда и вины, иначе ваш ребенок не захочет с вами разговаривать.
Ваша цель состоит в том, чтобы помочь ему увидеть, что он может решать проблемы и конфликты с другим человеком конструктивно. Вы сделаете это, помогая ребенку размышлять о том, как разворачивалась вся эта эмоциональная драма.
Поэтому призовите все свое сострадание и чувство юмора, и спокойно обговорите с ребенком произошедшую ситуацию. В мягкой форме выразите то, что вам не понравилось и обидело вас. Не ругайте и не требуйте извинений.
И вы возможно удивитесь, увидев, как ваш ребенок искренне извиняется, благодарит или говорит: "Я люблю тебя!"
Если этого не произойдет, то в таком случае скорее всего ребенок еще расстроен и не до конца успокоился.
Напомните ему, что вы всегда готовы выслушать, когда он расстроен. Что ему никогда не нужно кричать, чтобы донести свою точку зрения.
Спросите, что вы могли бы сделать, чтобы быть полезным в следующий раз, когда произойдет такая ситуация. Есть ли что-нибудь, что вы могли бы сделать по-другому, чтобы помочь ему? Если вы искренни, когда задаете этот вопрос, и действительно слушаете ответ, вы можете быть удивлены тем, что ребенок вам ответит.
Далее обнимите вашего ребенка и смените тему на что-нибудь, что заставит вас обоих смеяться и развеет любое затянувшееся напряжение.
Да, это занимает гораздо больше времени и требуется больше усилий, чем отправка вашего ребенка в свою комнату. Но по мере того, как вы повторяете этот процесс на протяжении всего детства вашего ребенка, он обучается эмоциональному интеллекту, эмпатии и навыкам решения проблем. А ваши отношения становятся более глубокими и доверительными.
Со временем ваш ребенок поймет, что ему не нужно кричать для того, чтобы его услышали. И сможет уже конструктивно и рационально подходить к решению проблем.