Шум завода и палитра красок. Самые необычные музыкальные произведения 20 века
⠀
Возникновение стиля авангард относят к 1908–1909 годам. Новая музыкальная эстетика, как и живописная, была связана с культом научно-технической революции и всеобщим желанием преобразования мира, в том числе и звукового.
⠀
🔸Одним из первых выходит за рамки классической гармонии, которые считались для композитора незыблемыми – Скрябин. В симфонической поэме «Прометей. Поэма Огня» для большого оркестра, фортепиано, органа и хора. Музыкальный звук в этом произведении рассматривается в единстве с цветовым спектром.
⠀
🔸Композитор Лурье пытался «перевести» на язык музыки многие эксперименты художников-авангардистов: фортепианный цикл «Синтезы», «Формы в воздухе» (Посвящение Пабло Пикассо). Его музыка свободно расположена на нотном пространстве, подобно геометрическим фигурам кубистов.
⠀
🔸Близкий друг Малевича, Рославец создаёт в эти годы новую систему организации звука – «гармониеформ», «ритмоформ» и новой полифонии.
Лучшие произведения: Первый струнный квартет, симфоническая поэма «В часы новолуния», Третий квартет.
⠀
🔸После революции широкое применение получила музыка «металла и станков», где музыкальными инструментами были, к примеру, огромные молоты, бившие в стальные листы.
⠀
* Такие корифеи, как Прокофьев (балет «Стальной скок») и Шостакович (балет «Болт») вводят в партитуры партии тяжёлой индустрии.
⠀
* Известность композитору Мосолову принесла пьеса «Завод. Музыка машин», где большой оркестр имитирует одновременную слаженную работу множества механизмов.
⠀
* Дешевов в 1926 написал фортепианную пьесу «Рельсы» – одно из первых в советской музыке воплощений индустриальной, «машинной» романтики.
⠀
🔸Авангардный композитор Авраамов (Краснокутский) работал с «шумовой музыкой» и создал знаменитую «Симфонию гудков», где вместо музыкальных инструментов используются настоящие звуки города.
«Инструментами» оркестра стали заводские трубы, свистки паровозов и пароходов. А сам автор дирижировал «оркестром» с вышки.