Найти тему
Галина Альтман

Что хотел сказать Шопен?

"Шопен" - и навстречу слову в душе уже движется что-то, настроенное на эту волну, возникает знакомый образ. Такова магия великих имён

Из сохранившихся изображений Шопена лучшее - портрет кисти Делакруа. Романтическая ностальгия пронзает токами всю его музыку. Популярность Шопена огромна и связана с пленительной красотой, а красота сама по себе притягательна. Пластическое изящество и грация роднят музыку Шопена с полотнами Боттичелли. Те же утончённые линии...

Шопен - романтик. Это и приверженность историческому направлению, и сам человек. Его произведения отличаются ясностью музыкальной формы, поистинне классическим совершенством. Для каждого пианиста это загадка, как сфинкс - сыграть его непосредственно, импровизационно, выразить душевное смятение и оставить равновесие!

Шопен жил в коротком отрезке первой половины 19 столетия. Сделав именно человеческие переживания темой искусства, романтики открыли бесконечное разнообразие душевных состояний от глубокой меланхолии до экстатической радости, и это следствие повышенной "температуры" души. Возникает культ виртуозности - и в то же время наш Шопен. Идеально романтический и тонкий. И его Прелюдия, которую играют мои любимые ученики, мама с дочкой

Прелюдия 4 Ми минор - одна из самых лиричных. Музыка рождает воспоминания о чём-то прекрасном, что было в нашей жизни, но навсегда ушло. Удивительно мастерство композитора, в такой простой фактуре передающего тончайшие оттенки человеческих чувств

Прелюдия - медленная, скорбно-лирическая. В ней есть сходство со старинными итальянскими оперными ариями-жалобами («ламенто»), но Шопен развил этот приём, сделав глубоко выразительным, гармонически насыщенным мерное «соскальзывание» аккордов в партии левой руки. На их фоне звучит мелодия, поначалу скорбная и скованная, тоже движущаяся по узким интервалам - секундам. Она как бы с трудом пытается высказать что-то дорогое, заветное. 

Совсем как мы...