- В России стремительно растет аудитория пользователей mobile only - тех, кто пользуется только мобильным доступом к сети. Если год назад этот тип пользователей только обнаружил себя на рынке (18% от всех пользователей интернета), то за год этот сегмент вырос в два раза и сейчас составляет более трети (35%) от всех пользователей интернета в России. Как вы оцениваете изменения потребления трафика?
- В нашей сети мы наблюдаем постоянный рост трафика в целом и в сегменте mobile only в том числе. На это влияет много факторов. С одной стороны, созданы технические условия. Хорошая зона покрытия и большая емкость обеспечивает стабильную скорость соединения и, соответственно, комфорт для пользователей.
Интернет при этом доступен по стоимости. За 300-500 рублей в месяц ты можешь быть на связи фактически постоянно и решать любые бытовые вопросы, общаться без ограничений.
Что касается сегмента mobile only, то пользователи «распробовали» смартфоны с диагональю больше 5,5 дюймов: именно такой широкоэкранный смартфон у каждого третьего абонента в нашей сети на юге. С таким формфактором потреблять контент становится всё удобнее – необходимость в дополнительных гаджетах сокращается. Отсюда и рост популярности, который мы фиксируем в том числе и в нашей рознице.
Приведу свежий пример роста трафика в сети. В состав нашего макрорегиона входит Краснодарский край, куда летом приезжает множество туристов со всей страны. Вот и в этом году трафик летом заметно вырос, но с завершением курортного сезона в сентябре-октябре снизился не слишком значительно. Даже в отсутствие отдыхающих востребованность мобильного интернета постоянно увеличивается.
- Какие поведенческие тренды вы назвали бы двигателями развития рынка?
- Люди стараются решать все больше вопросов онлайн. Для этого они устанавливают различные приложения. К примеру, уже можно иметь цифровую медицинскую карту в телефоне или выпустить через мобильное приложение банковскую карту, взять кредит. Не говоря уже о ставших привычными оплате счетов, коммунальных услуг, покупке билетов.
Мы также внедряем различные услуги в своих приложениях. Абонентам не нужно устанавливать многого. Один раз, вставив SIM-карту Теlе2, они получают комплекс услуг - от выпуска банковской карты до оплаты заказа в ресторане.
- Расскажите про «Биржу» Tele2? Это тоже стремление поймать волну, быть трендсеттерами телеком-рынка или удовлетворение реальных потребностей клиента?
- Это работа в двух этих направлениях. Наша главная задача – удовлетворять потребности клиента. Даже самые инновационные продукты мы запускаем не ради хайпа, а в первую очередь для удобства.
В 2018 году мы первыми на рынке предложили тарифный конструктор. Мы дали возможность абоненту самому выбирать необходимое количество минут и гигабайтов в пакете. Конструктор «выстрелил». Клиентам пришлась по душе самостоятельность и кастомизация.
Создание «Биржи» – еще один шаг стратегии. С ее запуском пакет можно использовать до копейки или продать то, что осталось.
К примеру, абонент уехал в отпуск, устроил информационный детокс и потребление трафика сократилось. Из привычных 30 Гб – десять остались на счету. Часть пакета можно продать на «Бирже». А вырученные деньги потратить на какие-то дополнительнуе услуги связи. Цена лотов варьируется, можно ее понижать или повышать. В среднем, цена гигабайта колеблется в районе от 10 до 50 рублей.
«Биржа» — это еще и момент геймификации. Клиенты могут не только реализовывать неиспользованные гигабайты или минуты, но и развлечься.
- По данным Роскомнадзора за первое полугодие 2019 года, Tele2 сохранила первое место по общим темпам строительства сетевой инфраструктуры. Почему до сих пор активно строится мобильная сеть?
- Сеть Tele2 работает эффективно. При этом строительство постоянно продолжается. Модернизация лишь отчасти связана с необходимостью расширения географии. Кроме покрытия есть еще понятие емкости сети. Число абонентов растет, их потребности увеличиваются. Чтобы скорость не падала, нужно увеличивать «пространство» сети и ее мощность. А значит, нужно строить дополнительную инфраструктуру. Поэтому процесс развития сети идёт постоянно.
В Ростовской области уже 97% территории покрыто голосовой связью, 4G интернет покрывает 95% территорий. До конца года мы планируем увеличить площадь покрытия 4G в регионе до 97%.
Экспансия при этом не останавливается. В прошлом году были построены базовые станции в населенных пунктах, где раньше вообще не было сотовой связи ни одного оператора. Строительство здесь имеет особое социальное значение, и мы на это идем.
- Давайте поговорим про 5G. 5 сентября Tele2 продемонстрировал работу нового стандарта в Москве. Я правильно понимаю, что это история завтрашнего дня, т.к. в России такие девайсы пока не продаются?
- В широкой продаже смартфонов с поддержкой 5G действительно пока нет. Но протестировать мобильный интернет следующего поколения можно и владельцам обычных смартфонов. В нашем салоне связи на Тверской есть роутеры, которые раздают 5G- интернет по wi-fi. Подключиться к ним может LTE-оборудование. На открытии тестовой зоны скорость 5G, кстати, превышала 2 Гб/c.
На развитие нового стандарта потребуется время. Несколько лет назад пользователей 4G можно было по пальцам пересчитать. Такая же история, на мой взгляд, может повториться и с новым стандартом.
Для приближения коммерческого запуска сетей 5G в России, необходимо провести конверсию частот 3,4-3,8 ГГц и открыть этот диапазон операторам. Тогда Tele2 сможет в кратчайшие сроки развернуть сети 5G не только в Москве, но и в регионах.
- В своей работе я сталкивалась с тем, что обычный абонент иногда нервно реагирует на новости о том, что операторы готовятся к 5G. Мол, еще LTE не везде как следует работает. Как вы считаете, возможно ли и нужно ли ликвидировать такую цифровую безграмотность?
- Со своей стороны, мы стремимся сделать технологии доступными. Недавно, например, в Ростове мы открывали «Онлайн-парк». На протяжении месяца мы демонстрировали возможности мобильного интернета: показывали фильмы и лекции онлайн на скорости 4G. Кроме того, парк работал как коворкинг – посетители могли пользоваться бесплатным интернетом, подключаясь по wi-fi. Его работу обеспечивали наши сети и стандарт LTE.
«Онлайн-парк» посетили более 17 тысяч человек. Уверен, для них работа оператора стала более наглядной.
- Не так давно Tele2 запустила сервис для взаимодействия с клиентами в мессенджере WhatsApp. Ростов-на-Дону стал первым регионом в России, где абоненты оператора получат оперативную консультацию в мессенджере. Почему именно Ростов?
- Да, мы не случайно выбрали город пилотной площадкой. Здесь находится много служб, связанные с клиентским сервисом - операционный офис, подразделения технической поддержки, один из крупнейших call-центров в стране. Запускать пилотные проекты здесь удобно. В ближайшем будущем такое взаимодействие с клиентами станет возможным и по всей России.
- 5 сентября Tele2 и банк ВТБ запустили виртуального оператора сотовой связи «ВТБ Мобайл». Оператор называет себя лидером MVNO. Поделитесь секретом лидерства на таком сложном рынке?
- Действительно, мы располагаем удобной инфраструктурой для работы с MVNO. Это привлекает многих клиентов как крупного, так и среднего бизнеса.
Компании банковской сферы преимущества работы с нами оценили одними из первых. Сначала мы создали совместный проект с «ТинькоффМобайл», затем появился «СберМобайл», недавно присоединился «ВТБ».
Это взаимовыгодное сотрудничество. Для банка это еще одна возможность взаимодействия с клиентами, часто инструмент лояльности. Для нас – возможность увеличить абонентскую базу.
- Насколько вообще востребованы потребителем виртуальные операторы? Абонент настолько пресыщен услугами связи большой четверки?
- База клиентов Теlе2 на конец 2018 года составляет чуть больше 42 млн абонентов. База MVNO - порядка 2 млн клиентов. Обе цифры растут, демонстрируя интерес рынка к такого рода услугам.
Сила бренда наших MVNO-партнеров притягивает клиентов. Они доверяют выбранным банкам и пользуются связью в качестве бонуса к финансовым инструментам.
Сейчас многие крупные компании стремятся создать экосистемы для своих клиентов, предложить им различные дополнительные услуги. Практика показывает, что мобильная связь – востребованная часть таких экосистем, современное и полезное решение.
- В то время, как один из операторов “большой четверки” заявляет о планах по оптимизации салонов связи, Tele2 открывает в Ростове-на-Дону уникальный салон, основанный на digital-подходе. Почему на таком узком рынке такие полярные настроения относительно операторской розницы?
- Все компании стремятся оптимизировать процесс обслуживания клиентов. Tele2 стартовала на рынке позже других и до сих пор мы видим перспективы в открытии новых торговых точек в ряде территорий. Мы не планируем останавливать развитие розницы связи ни в этом году, ни в следующем. Мы осознанно подходим к открытию салонов: Tele2 использует решения Big Data для развития розничной сети. Технология позволяет анализировать обезличенные данные о пешеходном трафике, времени нахождения абонентов в конкретном районе и другие показатели. Благодаря аналитике больших данных мы открываем новые салоны связи в наиболее трафиковых и удобных для абонентов локациях.
Кроме того, мы проводим трансформацию действующих магазинов, делая их еще более удобными, современными. «Салон 3.0» в центре Ростова – яркий тому пример. Меняется концепция – цифра проникает и в розницу, digital-коммуникации все более понятны и привычны абоненту, поэтому и пространство магазина становится все более виртуальным.
До конца года мы планируем открыть еще один салон digital-формата в Краснодаре.
- В июне Tele2 представил новый тарифный план «Социальный». Он предназначен для клиентов, имеющих право на получение социальной поддержки. Я знаю, что у оператора достаточно много социальных проектов. Расскажите о самых интересных на ваш взгляд. Принимаете ли вы личное в них участие?
- Да, мы всегда были социально-ориентированным оператором. В этом году мы запустили проект «Переведи бабушку в интернет». На понятном языке, используя инфографику, мы объясняли старшему поколению, как пользоваться мессенджерами, различными приложениями, помогали с полезными индивидуальными услугами.
Второй момент - запуск тарифа «Социальный». В нашем регионе он стоит 100 рублей. За эту сумму клиенты получают 3Гб трафика, 100 минут и 100 SMS. Это тариф направлен на поддержку пенсионеров, малообеспеченных семей – в общем, социально незащищенные слои населения.
Кроме того, вот уже много лет мы продолжаем сотрудничество с благотворительным фондом «Навстречу переменам». Он поддерживает социальных предпринимателей, которые реализуют проекты в сфере детства, и мы со своей стороны активно участвуем в его инициативах.
Больше интересных материалов на сайте: https://bizgaz.ru