Найти тему
The Best

Царицыно. История надежд и разочарований

Москва. Этот древний, величественный город чарует своими удивительными храмами, дивными садами и парками, архитектурными комплексами. Говорить о столице нашей Родины можно бесконечно долго, но сегодня мы остановимся только на одной ее достопримечательности, привлекающей толпы туристов, о дворце, построенном по приказу Екатерины II, Царицыно. Это восхитительное здание возводилось в качестве подмосковной резиденции государыни, сегодня это – музей, исторический и культурный памятник, вобравший в себя дух ушедшей эпохи, ее ценности, идеалы, увлечения и идеи. Изучая Царицыно, соприкасаешься с историей, такой сложной и неоднозначной, полной героических имен и непростых событий.

Создание дворца связано с именами двух крупнейших архитекторов той эпохи, Василия Баженова и Матвея Казакова.

Василий Баженов родился в небогатой семье, простого священника. Он уже с детства понимал, что все в этой такой непростой жизни достигается невероятным трудом, упорством, волей. С малого возраста, Василий проявил недюжинный интерес к искусству, мог часами проводить в мастерской, вырезать из дерева, создавать интересные рисунки. Пройдет немного времени, и этот невысокий, курносый, веселый мальчишка решит сделать карьеру архитектора, выбрав нелегкий путь, требующий от человека на него вставшего максимум отдачи и ответственности. Непросто было пробиваться по жизни молодому Василию, каждый раз приходилось доказывать свое право на место под солнцем, на то, что он способен на многое, что он талантливый человек, труд которого достоин уважения и внимания. Василий учился по фанатичному. Зная, что другого  шанса судьба ему не даст, он мог не спать по несколько ночей подряд, упиваясь новыми книгами, теми скудными материалами, какие удавалось достать в те годы. И это стремление дало в итоге добрые плоды. В двадцать с небольшим, юноша стал известен в широких кругах московской интеллигенции, а вскоре о одаренном архитекторе рассказали императрице.

Екатерина II к тому времени как раз загорелась мечтой построить в окрестностях Москвы нечто уникальное, необычное, величественное, то, что могло бы соперничать по красоте своей с лучшими архитектурными работами западных мастеров. Когда ей рассказали о новаторских методах Василия Баженова, Екатерина пригласила к себе юношу, одарила многочисленными почестями и сказала, что в скором времени назначит его руководителем одно из самых грандиозных строительных проектов века. Василий просто летал на крыльях счастья. Следующую ночь он провел в раздумьях, чем бы поразить владычицу. С десяток замечательных чертежей по той или иной причине отвергнутых им самим, молодой зодчий выбросил в урну. Только спустя несколько дней чертеж, который полностью устраивал его был готов. Начались строительные работы, на которых Баженов также выкладывался по полной, не щадя ни себя, ни каменщиков. Всего за три года изумительный дворец был готов, строительство длилось с 1779 по 1782 годы, оставалось лишь завершить декор и отделку помещения. Это было невероятно, прежде даже здание меньших размеров возводилось десятилетия. Василий радовался как ребенок. Скоро должна была приехать Екатерина, она была очень заинтересована, что же сумел сделать столь молодой, пылкий художник.

Но в пути что-то сильно испортило настроение императрице. Будучи женщиной импульсивной, эмоциональной, отчасти тщеславной, она часто искала виновных в своих неудачах в других людях. Сейчас ей под руку попался Василий Баженов, такой упрямый, через чур увлеченный своим делом и совсем не умеющий льстить, как фавориты Екатерины. Государыня даже не стала толком осматривать дворец и отдала другой приказ: отстранить Баженова от строительства, а здание разобрать, построив на его месте новое. Это был удар для художника, самый тяжелый, который только можно было придумать.
В 1786 году Екатерина наняла Матвея Казакова, ученика Баженова, на строительства резиденции. Он, зная тяжелую историю этого проекта, готовился к худшему и старался не допускать ошибки стремительного юноши. Строительные работы велись по стандарту десять лет. Но и здесь Екатерина не раз проявляла свой характер. Когда здание было почти готово, она внезапно выразила желание видеть дворец не трехэтажным, как обговаривалось заранее, а двухэтажным. Казакову пришлось полностью переделывать чертеж. О чем думал этот человек, остается загадкой, своего негодования он вслух не выразил.
В 1796 году императрица неожиданно покинула этот мир, так и не дождавшись окончания строительства своей резиденции.

Павел I, взойдя на пост, высказался насчет нецелесообразности существования дополнительной резиденции. Так, в течение долгих лет, прекрасное здание медленно превращалось в руины. О нем вспомнили лишь спустя столетия, отреставрировали и превратили в замечательный музейный комплекс.