Из книги "По старой Кубенской дороге"
Движемся по старой Кубенской дороге дальше… Зима… Присыпало снежком (и не мокрым, тяжёлым, а лёгким, искрящимся) поля, деревья, дома деревенек… Сворачиваем вправо…
К Долгово дорога расчищена, а вот в саму деревню с трудом въехали, дальше к красивому, крепкому жёлтому дому дорога более-менее накатана. Видно, что техника в этом доме есть…
А вон и хозяин на крыльцо вышел.
- Павел Алексеевич? - уточняю, выходя из машины.
- Да-да…
Входим в дом.
Живут здесь, в тихой по зимнему времени деревне, в собственном доме Павел Алексеевич и Нина Константиновна Тужилковы. Вместе они уже полвека, а в этом доме более сорока лет…
Павлу Алексеевичу летом исполнится семьдесят пять, родом он из соседней деревни Кулемесово.
- Всю жизнь работали – она дояркой, я трактористом… После войны, в сорок седьмом, пришлось и гнилой картошки поесть – голодно было, - вспоминает Павел Алексеевич. Работать после четвертого класса пошёл, сначала на ХТЗ. – (ХТЗ – трактор, выпускавшийся еще в довоенное время на Харьковском тракторном заводе, работал на керосине. – Д. Е.) - Помню, как «за палочки» работали, считай, что бесплатно…
После окончания училища в Шухободи Череповецкого района (в Кубенском училища ещё не было) пересел Павел Алексеевич на трактор ДТ-54…
- У нас тогда, - вспоминает давние годы ветеран, - не было и мастерских-то, съездим один раз в год в РТС в Песочное, а после только сами и ремонтировались. Или у дома в зауке, или у скотного двора… Ни паяльной лампы, ничего. Зимой костерок разведёшь, руки погреешь – да и ремонтируешь…
- Вот руки-то теперь и болят, - добавляет Нина Константиновна.
То, что руки эти немало дел переделали, да и сегодня не отдыхают – видно сразу, пальцы – что сучки еловые, ладонь широкая, сухая, крепкая…
Павел Алексеевич помнит все свои трактора. Довелось немало поработать и на зерноуборочном комбайне. А работал всегда хорошо, ответственно.
- Сколько у меня грамот да дипломов – все стены можно бы оклеить, - смеётся ветеран.
А когда по состоянию здоровья с трактора пришлось уйти, работал механиком.
- Редкозубов, в то время директор «Передового», хотел меня управляющим отделения сделать, да я отказался. Куда – с четырьмя-то классами! - рассказывает Павел Алексеевич.
В последние годы, уже и на пенсии, работал П. А. Тужилков в котельной в деревне Морино.
Нина Константиновна работала дояркой в совхозе «Передовой».
- Начинала, когда ещё вручную доили. Меньше 2, 5 тыс. кг на корову тогда выходило… Так всё дояркой и работала, пока по состоянию здоровья не пришлось перейти работать в садик в Морино, - рассказывает Н. К. Тужилкова.
Вспомнили они и молодые свои годы, хоть и трудные, а счастливые…
- Раньше Кулемесово большая была деревня. Мы из Кулемесова в клуб (ещё старый был деревянный в Морино) пойдём – нас двадцать пять человек. Это только молодёжи, только с одного Кулемесова… В одной «куфайке» и работал и гулял. Больше нечего надеть было… - вспоминает Павел Алексеевич.
- Зато и весело было, и интересно, - добавляет Нина Константиновна. - А сейчас дак… Все будто в подполье ушли…
А ведь точное определение нынешнего нашего бытия! «Будто в подполье». Причём, каждый в своём…
- В армии не служил – «браковка», - опять Павел Алексеевич, с добродушной усмешкой над самим собой, рассказывает. - Продуло в детстве ухо, а медицина тогда какая была… Вот и не пошёл в армию. Так на одно ухо и не слышу.
Впрочем, хоть и не сходил в армии Павел Тужилков, но, и сейчас это чувствуется, парень был с характером, и силой, наверное, не обижен…
- Вот мы и поженились, в Кулемесове пожили, потом купили вот этот дом. Я его отремонтировал… Самое лучшее время было! А народу-то, как муравьёв в каждом доме…
У Павла Алексеевича три дочери. Две первые – двойняшки. Четверо внуков, есть и правнук. Все живут в Вологде, но и в Долгово часто приезжают, по хозяйству помогают.
- Потом молодёжь-то повыросла, вот как наши дочери, десять классов в Кубенском кончили – все в Вологду, кто куда поступать. Так вся молодёжь и стала уходить, никого и не осталось. Сегодня в Долгове средний возраст жителей – 74 года, - невесело смеётся Павел Алексеевич. - А и жителей коренных всего пять человек. Дачная деревня стала. Сейчас хоть автобус сделали – ходит до Кубенского по нашей дороге через Морино. А было – хоть реви! А сейчас каждый день утром и вечером автобус ходит, а в воскресенье ещё и в обед…
И опять память в давнее уносит…
- В пожнях, было, сколько осоки накашивали! - кивнул за окно в сторону озера Павел Алексеевич. - А теперь никто там и не косит. Мы косили и на колхоз и на себя. Это были 60-е годы. Тридцать процентов от накошенного колхознику оставалось. Скот-то ведь почти у всех был… А косить-то надо было до работы – вот в четыре утра и встаёшь, чтобы в восемь-то уже на трактор сесть. А с работы придёшь вечером, кусок хлеба схватишь – и побежали огребать да метать. Вот как косили… Свою корову три года только как не держим. Всю жизнь держали, теперь трудно стало. Но поросёнка и сейчас держим.
Есть в хозяйстве Тужилковых и трактор «Белорус»: «Немножко моложе меня», - смеётся Павел Алексеевич; старенькая «пятёрка», гараж, баня, большой дом – всё требует и присмотра, и рук… А руки-то, как, опять же смеясь, сам Тужилков говорит, у него «из того места растут»…
Павел Алексеевич ещё и пчеловод. Девять ульев – вроде бы не велика пасека, а тоже ухода и заботы требует. Зато и мёда всей семье хватает, да иногда и на продажу остаётся…
- Я пчеловод-самоучка… - рассказывает он. - Была одна женщина в Кулемесове, всё время у неё пчёлы были. Она мне и говорит как-то, мол, сделай домик, я тебе дам рой. Я домик сделал, рамки сделал… Вот с тех пор у меня поехало, поехало и до сих пор едет…
- Как прилип к пчёлам – так и не отлипнет, - добавляет Нина Константиновна.
Об одном Павел Алексеевич жалеет – пока что не видит, кому пасеку передать. «Внуки пчёл, как огня боятся»…
Так может правнуку? Семь месяцев бабушкиной да дедушкиной радости. «Уже вставать пробует!» - счастливо сообщает Нина Константиновна…
- Пятьдесят лет мы вместе, - говорит Нина Константиновна. - В прошлом году приезжали нас поздравлять из ЗАГСа, медаль нам вручили, звание «Золотая пара» присвоили... Всё память – будем беречь…
«Вот и вся наша жизнь», - сказал в разговоре Павел Алексеевич… А ведь хорошая жизнь-то, честная, трудовая, долгая… Слава Богу дети и внуки не забывают. Ещё бы и «государство», которому всю жизнь, весь труд свой отдали наши ветераны, о них не забывало. Лекарства, расчищенная дорога, подарок на праздник – это ведь не много… И очень много.