Очень люблю перестроечное кино. Несмотря на то, что режиссеры, глотали гласность, как рыбы на берегу, широко открытым ртом и из-за этого иногда перегибали палку в изображении неприглядных сторон советской действительности. И все же эмоциональный накал в нем впечатляет. Как и ярчайшие образы.
Один из любимых фильмов - "Интердевочка" П. Тодоровского. Ох и сломано же копий над правдивостью/тенденциозностью этого киноопуса, но как ни крути, а героини в нем шикарные. И самая яркая, на мой взгляд, не добродушная, но пустая Таня Зайцева (Е. Яковлева), не изысканно-подлая Кисуля (И. Дапкунайте) и не мечтавшая о простом женском счастье Соня-Гулливер (И. Розанова).
Зинка. Зинаида Васильевна Милейко. "Раз-но-ра-бо-ча-я" в изысканно-китчевых нарядах. По-моему, это если не лучшая, то одна из лучших ролей бесподобной Любови Полищук. За что я так тепло отношусь к образу падшей женщины? Наверно, даже не за ее искренний трагизм женщины, своими руками загнавшей себя в адское колесо.
Зинка мне напоминает антигероев смеховой культуры Древней Руси - скоморохов и юродивых. И те, и другие, хоть и на разных основаниях осуждались церковью (социальный институт, вполне сопоставимый по функциям с советским государством), преследовались, но выживали из столетия в столетие. Как и блудницы, в принципе.
Почему такое странное сопоставление? Ну, со скоморохами понятно - развлекали и осуждались за "бесовщину". А с юродивыми сложнее. Зачастую юродство - бродяжничество, помноженное на искусственное сумасшествие, было подвигом самоотречения и давало возможность говорить больше, чем дозволено обычным людям. Надевая маску юродивого, занимаясь самоуничижением, нищий бродяга имел возможность высмеивать общественные пороки.
Конечно, "интердевочка" Зинка не задается никакими высокими целями, кроме зарабатывания денег и поддержания своей семьи в далеком Пскове. Но однажды попав в маховик карательного аппарата, отбыв тюремный срок "от звонка до звонка", Зинка усвоила изумительную манеру поведения. Это полноценное самоуничижение, глумливое унижение перед милицией, потрясающее карикатурное кривляние в каждой очередной "спецуре".
Наделенная, в отличие от своих подруг, острым ироничным умом, Зинка в промежутках между кривлянием выдает насмешки с политическим подтекстом ("И потянулась цепь беззаконий", "Нашла валюту в штанах известного сирийского борца за мир"). А иногда внезапно переходит от циркачества к разящей прямоте, враз разрушающей идеологически выверенную торжественность милицейской воспитательной работы: "Да если б вы хотели, вы бы нас в две недели без всякой статьи по всей стране вывели...значит, нужны мы вам...".
В древней Руси юродство было сродни духовному подвигу. Называть деятельность Зинки подвигом у меня, конечно, язык не повернется. Но этот образ умной, образованной насмешливой дамы вызывает подлинную симпатию и сочувствие. Столь острый наблюдательный и насмешливый ум мог бы быть использован в ином ключе - но... человек однажды покатился с горы и не смог остановиться. За эту скрывающуюся за заливистым смехом драму я и люблю перестроечное кино.
Подписывайтесь на мой канал! Рада всем читателям!
"Гардемарины, вперед!", или что исчезло из русского кино безвозвратно
Русская мелодрама как средство уничтожения семьи
Положительные герои "Игры престолов", которые бесят
Ужас и несуразица антиутопии в сериале "Рассказ служанки"