Развитие самолётов-снарядов привело к тому, что они научились летать на малых высотах в режиме огибания рельефа местности. Лидировали в этих разработках американцы. Они первые создали действительно опасный класс оружия - крылатые ракеты. Нашей реакцией была разработка и принятие на вооружение ЗРК С-300, американцы в это же время разрабатывали «Patriot» PAC-1. И это было началом заплетания извилин всех «экспертов».
Ракета Tomahawk Block IV
Подводная лодка Колпино производит пуск крылатых ракет
Дело с одной стороны в том, что крылатая ракета по большому счёту всё же самолёт, а не ракета. У неё не ракетный, а турбореактивный двигатель, летит она как самолёт на крыльях с дозвуковой скоростью. А с другой стороны, при создании комплексов Patriot и С-300 удалось добиться возможности сбивать не только самолёты и КР, но и баллистические ракеты. Правда в ограниченном диапазоне скоростей до 4.8км/с для С-300ПТ и до 1.8км/с для «Patriot» PAC-1 (это скорости баллистических ракет средней дальности или ракет с подводных лодок с ближних позиций, МБР имеют скорости до 7.5-7.9 км/с).
Получается, что эти ЗРК и их последующие варианты, имея основную задачу борьбы с аэродинамическими целями, обрели и часть возможностей «большой» ПРО. Но эта задача для них только «одна из». Поэтому называть их «комплексами ПРО» совершенно неправильно. Такое понимание приводит к тому, что в прессе и в сети встречаются заявления, что «С-400 «заточен» под баллистические ракеты, а крылатые уничтожать не может» или наоборот «С-400 противоракетный комплекс, поэтому для борьбы с F-35 не предназначен». И Patriot PAC-3 и С-300, С-400, это ЗРК ПВО и предназначены для борьбы с любыми воздушными целями в пределах своих диапазонов высот и скоростей (5-30000м и 0-4800м/с для наших, 60-24000 и 1800м/с для американских) По баллистическим целям высота у нашего комплекса С-300 больше, чем по аэродинамическим - 40км, у американского Patriot наоборот меньше – 20км. Панцирь и ТОР тоже не противоракетные комплексы, но имеют отличные возможности по крылатым ракетам и некоторые по баллистическим ракетам малой дальности. Например Панцирь в Сирии регулярно перехватывает малоразмерные баллистические ракеты Града.
Что касается комплексов THAAD и С-500, то тут ситуация другая. Если первый точно комплекс ПРО, аэродинамические цели ему недоступны, то С-500 пока тёмная лошадка. Совмещение в одном комплексе возможностей решения таких разных задач, как борьба с баллистическими ракетами со скоростями до 7км/с (до 7.9 по другим данным) и аэродинамическими целями до дальности 600км, не укладывается в голове. Я представляю, что несмотря на «единое» название — это всё же два комплекса. Тесно совмещённых, на одной позиции, с общими элементами, но по сути два.
Резюме:
ЗРК С-200, С-300, С-400, Панцирь, ТОР, Patriot PAC-3 это комплексы ПВО, способные уничтожать ВСЕ аэродинамические и некоторые баллистические цели. То есть самолёты, вертолёты, крылатые ракеты и беспилотники, баллистические ракеты средней и малой дальности.
THAAD, Aegis Ashor (Иджис Эшор) – комплексы ПРО.
Иджис корабельная – вообще не комплекс ПВО или ПРО, это многофункциональная система управления оружием, управляет всеми видами оружия на корабле и самим кораблём, но В ТОМ ЧИСЛЕ и решает задачи ПВО и ПРО с помощью радара AN/SPY-1 и системы управления пуском зенитных ракет Mk99 FCS, используя ракеты SM2, SM3, SM6.
C-500, называется по всем документам ЗРК ПВО.