Непонятное буквенное нагромождение в названии — слияние двух ацтекских слов: «Ксолотль» (имя бога) и «Итцкуинтли» («собака или щенок»). Индейцы верили, что эти собаки — проводники и поводыри в загробном мире, сопровождающие души умерших (причем, в отличие от коррупционера Харона, совершенно безвозмездно). Правда, для этого собаку нужно было убить сразу после смерти хозяина — но это уже детали.
Кроме того, считалось, что Ксолоитцкуинтли обладают сверхъестественными способностями и задатками неплохого мануального терапевта и могут лечить все — от ревматизма до бубонной чумы. Зерно здравого смысла в этом есть: из-за того, что у ксоло нет шерсти, а температура тела у них выше обычной, они служат отличными согревающими компрессами для воспаленных суставов.
Ксоло также использовались как источник пищи по всей Мексике и Центральной Америке. Индейцы верили, что съедая мясо Ксоло, они получают какую–то духовную защиту. Собаки считались большим лакомством и съедались при жертвенных ритуалах, брачных церемониях и похоронах. Особое значение придавалось различным окрасам Ксоло, и поэтому в соответствии с ритуалом или церемонией подбирались определенные собаки.