СТАЛИН ПРОТИВ ЛЕНИНА? ИЛИ ПРОТИВ ЗДРАВОГО СМЫСЛА?
Советский период нашей истории, а в особенности, так называемая, "сталинская эпоха" всегда была предметом споров, очень часто не имеющих никакого отношения к этой самой истории. Подобные столкновения носят исключительно политический характер.
Либерально настроенные граждане говорят про миллионы невинно репрессированных, про голод, про голод, про якобы имевший место союз с Гитлером, про Катынь. Доводов много, и все они говорят о том, что Сталин - больной параноик и палач, занимавшийся массовым геноцидом ничуть не меньше Гитлера, а то и больше.
Особо яростные сталинисты возражают, что все, кто был репрессирован, пострадали за дело, и невинных практически не был. Скажут, что Сталин провел индустриализацию, в ходе которой промышленный потенциал страны увеличился в десяток раз. Скажут, что Сталин подготовил страну к Войне и выиграл ее. Оставил нам в наследство ядерное оружие, благодаря которому нас до сих пор не уничтожили.
Споры эти ведутся бесконечно и стороны, как правило, остаются при своих. Данной статьей я запускаю серию статей, в которых постараюсь разобрать основные и самые живучие мифы нашей истории. Первый цикл будет касаться сталинской эпохи.
Итак, начать я хочу с довольно распространенного тезиса о том, что Сталин как-то противостоял Ленину.
Впервые такая точка зрения публично прозвучала на XX съезде коммунистической партии. Высказал ее сам генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев. Приведя в доказательство, как сказали бы историки, нарративные источники, в действительности, повествующие лишь о бытовой ссоре Крупской и Сталина, Хрущев фактически раздул из мухи слона.
В его интерпретации Сталин изолировал болеющего Ленина, чтобы тот не мешал ему захватывать власть. А затем, во время репрессий уничтожил некую "ленинскую гвардию" и полностью узурпировал власть, став настоящим тираном.
Долгое время такая точка зрения главенствовала на официальном уровне. И главенствовала она до Перестройки. Густота той субстанции, в которой мазали Сталина, увеличилась в несколько раз. А через некоторое время компанию ему составил и Ленин.
Советское государство стремительными темпами летело в бездну, а иделогический аппарат КПСС резво его туда подталкивал.
В девяностые ситуация стала еще более трэшовой, в самом худшем понимании этого слова. На волне набирающей оборот клерикализации Сталина и Ленина стали представлять некими слугами Дьявола и аватарами Зла. Правда, подобная точка зрения не возобладала. Но свою лепту в мифологизацию общественного сознания, все же, внесла.
Параллельно со всем этим на фоне общего системного кризиса советского государства в умах людей стал возникать совершенно противоположный тренд. Это была некая попытка переосмыслить сталинский период не с позиций XX съезда. К тому времени у большинства коммунизм ассоциировался с карьеризмом, странными лозунгами, которые никто уже не понимает, и недалекими партаппаратчиками, правившими страной по какому-то недоразумению. Поэтому возникла идея, что Сталин – не коммунист вовсе, а некий «Красный Монарх». И подобная, во многом, надуманная фигура априори становилась в оппозицию к Ленину. Однако в те времена эта точка зрения так и не получила развития и популярности.
В девяностые, правда, появилась довольно интересная мутация под названием «православный сталинизм». В своей сути похожая на то, что я выше описал, однако замешанная на антикоммунизме, антисемитизме, махровой конспирологии, национализме и православии. В представлении приверженцев этой идеи Сталин – православный монарх, который спас Россию от представителей еврейского народа.
Уже позже, когда Медведев стал нашим президентом, на телевидении появился Сергей Кургинян с его программой "Суд Времени". Впервые за два десятилетия на центральном телевидении появилась довольно адекватная левая точка зрения (относительно того, что было раньше). Позже появился Стариков. Соловьев стал выражать вроде как просоветскую точку зрения. Проханова стали чаще приглашать политические ток-шоу.
Всех перечислять нет смысла. Смысл в том, что в медийном пространстве появился настоящий сталинистский блок, пользующийся большой поддержкой у телеаудитории.
В результате чего фигура Сталина оказалась на Олимпе где-то рядом с Зевсом. Как яростно демонизировали его в девяностые и Перестройку, так усердно из него стали лепить сферическое божество в вакууме. Отрывая от конкретных исторических реалий и, что главное, от той идеи, которой он служил.
Давайте же рассмотрим аргументы тех, кто по тем или иным причинам утверждает, что между Сталиным и Лениным существует сколь-либо серьезный антагонизм.
1. Сталин уничтожил «ленинскую гвардию».
В период репрессий было расстреляно множество, в том числе, и довольно видных партийных деятелей. Однако в какой мере расстрелянных большевиков вообще можно называть членами мифической «ленинской гвардии»?
Зиновьев и Каменев резко возражали Ленину до Октября. Они, собственно, были против вооруженного переворота и даже заявили о подготовке к свержению действующей власти в газетах. Именно их Ленин назвал «политическими проститутками".
Бухарина Ленин сам часто критиковал за непонимание диалектики, и в знаменитом «завещании» дал ему довольно неоднозначную характеристику.
Шляпников присоединился в 1921 году к оппозиционной Ленину фракции.
К тому же, во время репрессий пострадало множество высокопоставленных деятелей, которые никакого отношения к политике вообще не имели и исправно «тянули лямку». Например, Артур Христианович Артузов, один из основателей советской внешней разведки, глава ИНО ОГПУ. Или Ян Берзин, который поднял Колыму.
О репрессиях я подробно порассуждаю в следующей статье. Пока же хочу сказать, что понимание того, что происходило в 1937-1938 годах через призму тезиса «Сталин уничтожал», невероятных масштабов упрощение, которое уже может считаться прямой ложью.
2. Сталин возродил русскую православную церковь и прекратил на нее гонения.
Русская Православная Церковь при Сталине действительно перестала подвергаться такому ущемлению, как в тридцатые и двадцатые годы, встроилась в существующую систему и заняла в ней относительно удобную нишу.
Однако если вспомнить на Декрет СНК от 18 февраля 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», то вырисовывается довольно интересная картина. Это был вполне нормальный декрет для государства, которое хочет стать светским. Никаких привилегий церкви, но и никакого ущемления.
Что же произошло потом? Почему церкви взрывались, а священников убивали, порой, без суда и следствия.
Загадка кроется в последних пунктах Декрета.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Патриарх Тихон проклял большевиков вовсе не из-за каких-то сакральных религиозных соображений, а по вполне понятной любому бизнесмену причине. Деньги, капитал, имущество. Называйте, как хотите. С учетом того, что вскоре началась жесточайшая Гражданская Война, а церковь совершенно явно присоединилась к белым, отношение советской власти к ней стало вполне соответствующим.
При Сталине же страсти Гражданской Войны окончательно улеглись, высшие церковные иерархи поняли, что советская власть в обозримом будущем уже никуда не денется. И власть с церковью пришли к взаимному согласию.
3. При Сталине вновь возродилась национальная культура, а русофобский интернационализм, отрицающий русскую история, отошел на второй план.
В Гражданскую Войну и в двадцатых годах действительно существовал тренд, согласно которому вся русская история до Революции реакционная, неправильная и знать ее совершенно не надо.
Однако нужно четко понимать, с чем это было связано. Как в конце восьмидесятых граждане СССР, в большинстве своем, плевались от коммунистических лозунгов, точно также люди в 1917 году плевались от лозунгов царской пропаганды. А опиралась эта самая пропаганда в первую очередь на великодержавный шовинизм, германофобию, антисемитизм и единство на основе веры и крови.
Забавно, но, практически, тоже самое декларировала пропаганда Центральных Держав и других стран Антанты. Величие и превосходство над другими нациями. Однако никуда не делось социальное расслоение, которое в России было представлено наиболее выпукло. Пока одни умирали на фронте и работали по четырнадцать часов за гроши, другие набивали мошну на оборонных заказах и откатах, закатывая всякие балы и банкеты. Причем, подобное происходило во всех странах, без исключения.
Совершенно естественно, что в пику всему этому возник мощный низовой тренд пролетарского интернационализма. Абсолютно закономерно, в нем были заложено сильное отрицание всего национального. К тому же, все это еще и было помножено на революционный максимализм. В конце двадцатых – начале тридцатых этот тренд потихоньку начал утихать, как в Европе, так и в СССР. Все большей популярностью у трудящихся масс начинают пользоваться не радикальные коммунистические партии, а относительно умеренные социал-демократы.
В заключение хотелось бы сказать, что Сталин с поправкой на объективные обстоятельства продолжил ленинский курс на построение социалистического государства.
Развитая экономика с преобладанием государственного и кооперативного сектора была построена, строились бесплатные школы, университеты, техникумы, поликлиники и больницы. В многочисленных КБ велись передовые исследования.