Найти тему
Photographer.ru

«Письмо папе» – фотокнига как терапия

Десять лет после трагической гибели близкого родственника фотограф создает вместе с ним фотокнигу: соавторство основано на диалоге двух фотоархивов и текстов

Ольга Бубич

Есть книги, о которых пишешь с такой осторожностью, будто они – хрупкая фарфоровая чашка: как бы невзначай не оставить слово-царапину. Их жанр можно было бы определить как «посттерапевтические», это проекты-откровения, проекты-исповеди, проекты-монологи, не предполагающие обратной связи. Однако, какая бы личная трагедия не лежала в основе обретших визуальную форму страхов, сомнений и боли, оказавшись на свободе, они начинают жить своей жизнью. Вызывать эмпатию, настраиваться со зрителями на одну волну. Говорить и ждать ответа.

Обложка и разворот фотокниги Анастасии Дубравы «Письмо папе». Предоставлено автором
Обложка и разворот фотокниги Анастасии Дубравы «Письмо папе». Предоставлено автором

«Постпсихотерапевтические» проекты рождаются в результате импульса трансляции процесса внутренней работы с эмоциями и травматическим опытом во внешний мир. Они появляются не для обозначения проблемы, а для ее закрытия – их основной целью скорее является символическая визуализация точки в личной истории. И книга для реализации подобного намерения представляется идеальной формой. У нее есть семиотическое поле жанра и его составляющих, есть «конечность» со вполне конкретной последней страницей, есть ощутимое физическое присутствие в материальном мире. Ее можно, рядом с фотоальбомом, хранить на полке, к ней можно, при желании, возвращаться, погружаясь в настроение (хочется надеяться – менее болезненной) ностальгии. 

Просто знать, что она есть. 

И с началом, и с точкой, и с проговоренным высказыванием и его адресатом – эмоциями, хранящимися в снимках и текстах, словно гербариях из стеблей трав и лепестков цветов, засушенных когда-то в детстве. «Письмо папе» Анастасии Дубравы – пример подобного проекта с «внутренней» историей на двоих, результат переосмысления трагедии утраты близкого родственника. Гербарий памяти, чьей хрупкостью автор решает поделиться в формате фотокниги.

Разворот фотокниги Анастасии Дубравы «Письмо папе». Предоставлено автором
Разворот фотокниги Анастасии Дубравы «Письмо папе». Предоставлено автором

Форма авторского высказывания в «Письме моему отца» – наполненный терапевтическим потенциалом визуальный эксперимент по совмещению нескольких временных пластов: прошлого Олега Дубравы, отца Анастасии, и ее настоящего, реальности глазами взрослой женщины, теперь уже имеющей собственную семью. Книгу Анастасия называет их последним общим проектом – соавторство здесь проявляется, прежде всего, в «разговоре» двух фотоархивов: мира Олега и его советской, в чем-то романтической (как и, по сути, любая юность) молодости, и сегодняшнего мира дочери Анастасии. 

Еще одна точка входа в замысел фотокниги – диалог на уровне текстов. Письмо, вынесенное в название, не метафора, а самый настоящий монолог, который автор адресует близкому человеку, отобранному случайной трагедией. Словно в личной шкатулке, лист хранится в кармане между неразрезанными страницами, в бумажных створках, испещренных строками, выведенными когда-то рукой Олега. «Собственно, письмо в книге одно – мое, его можно достать и почитать. Остальные спрятанные рукописные тексты – это стихи, написанные папой от руки. Мы решили оставить в книге рукописи стихов, но «спрятать» их, создав тем самым второй слой книги. Это как легкое и деликатное прикосновение к подлинной личности автора этих строк, его едва зримое присутствие», – поясняет замысел Анастасия.

Однако с поэзией Олега Дубравы в книге познакомиться все же можно – в открытом, публичном, доступе (с подстрочником на английском языке) предлагаются печатные версии стихотворений: простые, эмоциональные, переполненные вопросами, волнующими любого, размышления человека конца 1980х. Конечно, о любви; конечно, о страхах; конечно, о тревоге не успеть…  Сама Анастасия признается, что в них она находит символические ответы на сомнения и вопросы, оставшиеся у нее к отцу даже десять лет спустя после трагедии. Так, книга становится разговором, читатели – слушателями и наблюдателями. Но при этом наше присутствие при диалоге отца и дочери не превращается в ситуацию зрительного зала и сцены. Скорее мы все становимся членами одной терапевтической группы, где в каждом имеет шансы отозваться своя боль, свои сожаления, свое ожидание знака.

Разворот фотокниги Анастасии Дубравы «Письмо папе». Предоставлено автором
Разворот фотокниги Анастасии Дубравы «Письмо папе». Предоставлено автором

Анастасия Дубрава
Письмо папе
Фотографии: Анастасия Дубрава и ее личный архив
Куратор: Ольга Титова
Дизайнер: Марина Рогожникова
Печать: Nemakulatura, Москва
Тираж: 50 копий
2019

Оригинал на Photographer.ru