Концерт Элтона проходил в зале гостиницы "Россия" (на этом месте сейчас находится парк Зарядье). Народу - полный зал, причём билеты в свободную продажу практически не поступали. Аналогичная ситуация была всегда, когда приезжали какие-то популярные западные гастролёры, будь то Boney M, Cliff Richard или Roy Clark.
Свет погас, в зале раздались аплодисменты, и на сцену вышел Элтон Джон. По залу прокатилась волна... смеха! Да-да, смеха! И вы никогда не догадаетесь, почему! Дело в том, что в своём концертном наряде - большая кепка в мелкую клетку, синяя oversize куртка, короткие широкие шаровары, лаковые сапоги на каблуках - он очень напоминал невероятно популярного в те годы клоуна Олега Попова. Честно говоря, у меня эта мысль о сходстве проскочила сразу, как только я его увидел на перроне Ленинградского вокзала: а одет он был на сцене примерно так же, может, только кепку сменил.
Элтон начал петь - это была песня Your Song - и улыбки и смех сменились на серьёзность и задумчивость. Инструмент - это был хороший концертный рояль - и голос звучали очень эффектно, хорошо сбалансированно. Были слышны все нюансы его игры, "низов" было вполне достаточно, "верха" от этого не страдали. Ну а голос - вы же знаете Элтона Джона! Он пел невероятно чисто и очень эмоционально.
Для знатоков его творчества - а таких в зале было немало, - вариант песни Daniel просто под рояль звучал особенно необычно.
Публика узнавала песни, начиная хлопать при первых же нотах вступления. Так прошло примерно минут 40-45. И, честно говоря, несмотря на высокое исполнительское мастерство и хороший звук, народ в зале слегка заскучал. И вдруг... Вот этот момент я хорошо запомнил: занавес позади Элтона начал раздвигаться, раздалась громкая литаврическая дробь - и в лучах прожекторов на фоне яркого цветного задника появился Рэй Купер. Это было фантастически эффектное появление. Он был окружен сверкающим набором самых различных ударных и перкуссионных инструментов: тут были и уже упомянутые литавры, и чаймз (разной длинны металлические стерженьки, издающие звуки типа маленьких колокольчиков). Были треугольники, конги, бонги, тарелки и, конечно же, огромный гонг.
Рэй Купер не просто играл на всех этих перкуссионных причиндалах. Он ещё и оказался незаурядным актёром: то замирал в экстатическом ступоре с бубном в руках, то проявлял невероятную активность, провоцируя аплодисменты. А какая у него была при этом мимика! Короче говоря, стал центром внимания на сцене. Да и сам его внешний вид - худой, в очках, с коротким ежиком волос, в "формальном" костюме - напоминал какого-то безумного профессора. И не забывайте - это был 1979 год, когда никаких видео не было и никто ничего подобного и представить себе не мог.
Но и Элтон с появлением Купера тоже поддал газу - и концерт, который до этого начинал уже немного пробуксовывать, покатился быстрее, стал набирать обороты с новой силой.
Выступление шло без антракта, что в те годы было необычно. Тогда ни у кого и в мыслях не было, что на концерте можно купить футболки, пластинки или ещё какие-то сувениры - просто народ привык к антракту, как возможности сходить в буфет. А здесь - беспрерывных полтора часа музыки! Но аудитория быстро привыкла к новым правилам игры: люди смело выходили к артисту с цветами и кое-кто даже умудрялся брать в этот момент автографы.
В целом Элтон вёл себя весьма сдержанно, не давал волю присущей ему экстравагантности - и всего-то один раз положил ногу на рояль, причем для этого на нём была расстелена специальная тряпочка. Думаю, что все эти моменты были заранее обговорены с Госконцертом.
В конце концерта Элтон исполнил самые ударные песни: Pinball Wizard, Crocodile Rock и попурри из Get Back/Back In The USSR. Публика была в полном восторге. Вот клип, нарезанный из сценических и бытовых кадров его визита. Из разговора Элтона понятно, что Госконцерт очень не хотел, чтобы исполнялась песня Back In The USSR - но он её всё-таки исполнил.
Продолжение следует...