Найти тему

Не хочу учиться, хочу жениться или проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Усовершенствование мире через образование и воспитание людей - вот главная цель, идея всей эпохи Просвещения. Этот момент в истории большинства государств проявился во многим сферах жизнедеятельности людей; в том числе и в искусстве. Классицизм являлся ведущим направлением на тот момент; этот жанр откликался во многих странах, в том числе и в России: Ломоносов, Державин, Тредиаковский, Княжнин, - их имена до сих пор часто приходят нам на ум. Но среди многих классиков, таких, как Кантемир и Сумароков, ярче всех выделяется великий Фонвизин, - создатель русской бытовой комедии. произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывает большинство проблем русского государства того времени; одна из них- проблема воспитания, которую я и собираюсь осветить в данном сочинении.

В XVIII веке существовала ещё довольно много необразованных людей. Митрофан и Софья - два абсолютно различных образа, показанных Фонвизиным в комедии для того, чтобы отобразить общество, которое в то время, как и сейчас, делилось на две большие группы: образованных людей и не желающих учиться. Тема воспитания занимает центральное место, так как напрямую связано с главным конфликтом произведения - противостоянием идеи Просвещения и необразованности.

-2

Так, Простакова и Скотинин являются истинными потомками своих родителей, сторонников старых устоев таких, как крепостничество, жестокое обращение с крестьянами, необразованность и тому подобное. Митрофан, естественно, принимает и «впитывает» в себя всё это, он же «маменькин сыночек». Он, также, как и его мать, не видит ничего полезного и нужного в науках. Однако Фонвизин отступает от сложившихся канонов написания комедии того времени: героев нельзя до конца назвать плохими или хорошими. Госпожа Простакова не является отрицательным или положительным образом: с одной стороны, она жадная, жестокая необразованная, но она вкладывает в своего сына всё, что знает и считает нужным знать ему. Простакова балует Митрофана, потакая ему во всём: А не хочется учиться - да не надо, хочешь жениться - пожалуйста, сосватаем. Но вся трагичность этой пьесы заключается в последнем явлении, когда Митрофанушка, всё время поддакивающий Постаковой, хамит и буквально «кидает» свою мать, осознав теперешнюю невыгодность её положения. Госпожа Простакова теряет одновременно всё, чем так дорожила - имение и сыночка, а Митрофан, как мягкотелый человек, соглашается с Правдиным ехать на службу.

Софья - полная противоположность необразованным Скотининым. Девушка много читает и и прислушивается к советам Стародума; она в раннем возрасте уже понимает то, что воспитывал в себе её дядюшка годами. Софья может рассуждать на тему добродетели, искренне не понимая, почему люди могут завидовать её доброте; она разделяет взгляды Стародума о истинном богатстве в этой жизни; также Софья всерьёз воспринимает тему брака, в отличие от Митрофана, который считает, что женитьба - это развлечение. Воспитание двух молодых людей, Софьи и Митрофана, представленных в этой комедии Фонвизиным для сопоставления и сравнения, напрямую зависит от их опекунов - госпожи Простаковой и Стародума. Различие их состоит в разном жизненном пути, целях, взглядах на мир и, конечно же, отношения к детям. Стародум имеет высокие моральные принципы; читатель может легко узнать, какой тернистый путь прошёл он, чтобы осознать то, что знает сейчас и стремится передать Софьи; к своей племяннице он относится, как к взрослому человеку, уже состоявшейся личности, разговаривая с ней на одном уровне. Госпожа Простакова же, воспитанная на Домострое и старых, устоявшихся принципах, балует Митрофана, относясь к нему, как к малышу. Пригласив учителей только из-за моды, она сама не даёт развиваться сыну : задачи решает по-своему, а из-за необразованности не видит, что Вральман, якобы обучающий Митрофана всем наукам, бесстыдно лжёт, стараясь выжить, как может.

-3

На этих живых примерах Фонвизин старается показать, в каком бедственном положении находилось состояние образования и воспитания в России. Многим было тяжело отказываться от старых принципов и устанавливать новые идеи Просвещения, но меняться надо было, а то, что же будет, если сотни таких Митрофанушек придут и «захватят» высшие чины!? Вероятно, страна придет в упадок. Учителя, не имеющие образования, портные, не умеющие шить и молодые люди, делающие вид, что учатся, - вот формы просветительских идей.

Но в пьесе есть ещё одна маленькая, самая важная деталь - комедия Фонвизина актуальна была во все времена, является таковой и сейчас, будет читаться и вспоминаться ещё через тысячелетия, - ведь все люди представленные в «Недоросле» имеют отражение в наше время, идеи Стародума учат добродетели до сих пор; вот почему комедия «живёт» и остаётся популярной даже сегодня.