Вернее, скорее так, Головной Отраслевой Музей Истории Гражданской Авиации.
Музей принадлежит Ульяновскому институту гражданской авиации, в нём проходят занятия курсантов по истории ГА.
Практически все экспонаты летательных аппаратов прибыли к месту расположения музея своим ходом, это особенность экспозиции музея.
Начну с самолетов, в которых можно полазать и посидеть.
Ан-14 Пчелка. Легкий многоцелевой самолет. Предназначался для замены старичка Ан-2, но не потянул.
Конкретно этот борт 1970-го года выпуска. Списан в 1984-м году, в 2008-м отреставрирован и выставлен в музее.
О не самом гражданском прошлом этого борта, намекает его приборная панель.
Вот та здоровенная штукенция на панели справа – ДП-3Б бортовой дозиметр, предназначенный для измерения мощности гамма-излучения с подвижных объектов. Не думаю, что ее уже в музее прикрутили.
Следующий открытый для посещения борт Ту-124
Пассажирский самолет для линий малой протяженности.
В Аэрофлоте самолет не слишком прижился, и быстро был заменен более совершенным Ту-134, поэтому часть самолетов переделали в военные варианты Ту-124Ш, для подготовки штурманов.
О военном прошлом конкретно этой машины говорит и красная звезда, выглядывающая из-под более новой краски на киле (видно на фото)
Эксплуатировался Тамбовским авиационным училищем. В 1984-м году передан музею, где на него нанесли ливрею Аэрофлота и новые бортовые номера.
Салон не родной, но все же близок к оригиналу. Правила авиационной безопасности были еще не так развиты, как сейчас, покупка билетов, досмотр, внешний вид салона в те времена не сильно отличались от аналогичных, скажем, в автобусах.
Часть экспонатов размещена в павильоне
АНТ-4, он же ТБ-1, он же Г-1
Первый в мире цельнометаллический серийный тяжелый бомбардировщик 20-х годов. После снятия с вооружения в середине 30-х был передан в Аэрофлот под обозначением Г-1 (Грузовой – один) где использовался до 1945-го года.
Данный самолет потерпел аварию в 40-х на острове Диксон (Северный Ледовитый океан, близ Енисейской губы), обнаружен в 80-х годах, восстановлен в г. Выборг, после чего передан Музею. Единственный сохранившийся из более чем 200 выпущенных.
Большинство экспонатов в представлении не нуждаются
Экспозиция вертолетов
Есть и два откровенно военных самолета, МиГ-25 и ил-28
Ту-116 наспех разработанный пассажирский вариант бомбардировщика Ту-95, для межконтинентальных полетов первых лиц страны, для чего в фюзеляже разместили герметичную кабину-капсулу на 20 человек. Правда, для перевозок высшего руководства так и не использовались, так как выпуск Ту-114 был налажен вовремя, и борты были переданы в ВВС. Этот самолет, до того, как стать экспонатом базировался в Семипалатинске.
М-15 Единственный в мире сельскохозяйственный реактивный самолет и единственный реактивный биплан. Советско-польская разработка. Выглядит странно. За свой неказистый внешний вид и рёв, получил прозвище демона Бельфегора.
Радует, что ко всем экспонатам можно подойти близко и рассмотреть в подробностях.
Впечатляют гигантские соосные винты у Ту-114 и Ту-116, которые и по сей день остаются самыми скоростными турбовинтовыми пассажирскими самолетами.
Приятно, что самолеты не оставлены на произвол, а реставрируются, как например этот Ту-134.
На самом деле, экспонатов намного больше и все в разной степени сохранности. Состояние некоторых весьма печалит, реставрация части экспонатов также не внушает уважения. Тем не менее, музей не брошен в выжимание бабла. Деньги сдаются не зря и работу сотрудников музея видно. Замечательные и приятные люди, всегда готовые подсказать и пообщаться.
Музей обязателен для посещения любителям авиации и гостям Ульяновска )