Люди всегда стремятся к упрощению собственного существования. В техническом смысле в этом помогает технический прогресс. Но существует другая, социальная сторона жизни. С этой стороны для людей тоже существует множество вариантов упрощения жизни. Такую роль выполняют стереотипы. Стереотип, это обобщённое, принятое всеми восприятие определённого объекта или явления. Они могут касаться природных явлений, людских качеств или ответных реакций на конкретные поступки. В таком случаи стереотипы выполняют функцию экономии времени, сил и эмоций. Во времена большой скорости жизни и огромного количества информации, эти функции являются полезными.
Также стереотипы помогают ориентироваться детям и людям, которые имеют маленький опыт. Они помогают ускорить процесс обучения человека чему-либо. Сэкономленное время и силы человек может потратить на познание чего-то нового в жизни и на саморазвитие. Эти устоявшиеся и сформированные элементы жизни могут служить охраной от опасностей. Если из сложенного стереотипа будет выходить вывод, что конкретные действия совершать не стоит, то человек сможет себя защитить. Таким образом, можно выделить несколько положительных функций, которые выполняет явление социальных стереотипов.
1. Защитная.
2. Ориентировочная.
3. Обучающая.
4. Экономия времени, сил и эмоций.
Это не все функции, которые можно выделить. К сожалению, у стереотипа есть и обратная, негативная сторона.
Негативная роль стереотипов.
Несмотря на все положительные стороны данного явления из этих функций может появиться и обратная сторона. Например, если взять обучающую функцию. Обучение должно быть многогранным и постоянным, но стереотип ограничивает возможности. Явление стереотипа всегда обладает ограничениями в тех рамках, в которых он сформирован. Таким образом, человека можно обучить только конкретным действиям и знаниям, которые вложены в конкретном подходе. Рано или поздно такое обучение станет либо не адаптивным для конкретного времени либо ограниченным в познании явлений и так далее.
Чтобы такого не было, нужно разрушать соложеные стереотипы. Находить новые подходы к обучению и искать новую информацию для расширения границ обучения. Таким образом, человек сможет получить больше полезной информации. А главное, она будет отвечать требованиям времени.
Если говорить о защитной функции, то тут возможен вариант того, что человек исходя из сложенного и навязанного мнения начнёт защищаться там, где это не требуется. Чаще всего это касается отношений с другими людьми. В таком случаи у человека нет возможности познать другого глубоко. Его отношение к другому зависит от того, какую оценку он поставил собеседнику исходя из своих стереотипных взглядов. Если нужно или хочется познать человека, то следует не вешать ярлыки и разрушать сложенные стереотипы.
Такое можно сказать о любой функции данного явления. Главное чувствовать, когда достаточно стереотипного взгляда и мышления, а когда не достаточно. Разбивать такие устойчивые структуры сложно, но расширяя их, можно познать мир во всём его многообразии.