Найти тему
muntaqa.info

Спасенная община / аль-фирка ан-наджия у имама ас-Саффарини

Оглавление

Слова имама ас-Саффарини на протяжении всей его книги "Ляуами' аль-анвар" и других его книг дают понять, что понятие "ахлю ас-сунна уаль-джамаа" у него имеет более широкий смысл, чем "фирка наджия", т.е. "спасенная община".

И ашаритов вместе с матуридитами он совершенно точно не выводит за границы ахлю ас-сунна, хоть и считает, что они склонились к некоторым ошибочным нововведениям.

Так, из его слов: "Мазхаб всех приверженцев сунны (ахлю ас-сунна) из саляфов-асаритов и халяфов - ашаритов и матуридитов - заключается в том, что все виды повиновения Аллаху, а также ослушания, неверия, испорченности и каждое дело и слово случается по решению Аллаха и Его предопределению. Всевышний - Творец всего этого, нет иного творца помимо него. Деяния рабов сотворены Всевышним Аллахом - хорошие и плохие из них, прекрасные и скверные. А раб (Аллаха) не принужден к своим деяниям, но он способен на них за счет того, что Всевышний Аллах делает его способным на это.
Это то, в чем единогласны три группы ахлю ас-сунна"
.
См. "Ляуаих аль-анвар" 2/138-139.

Разделение на саляфов и халяфов (предшественников и преемников) - известное у ученых. Разделяли их по методологии их отношения к сообщениям с описанием Аллаха, исходя из того, что в методологии саляфов было принято избегать их истолкования, а в методологии халяфов, то есть ашаритов и матуридитов, допускается их истолкование при наличии оговоренных в их книгах причин.

Но если посмотреть на его слова о спасенной общине, то мы увидим следующее:

"В одной из версий (хадиса) сказано: "Моя община (умма) разделится на 73 группы, и все они в огне, кроме одной". Его (т.е. пророка, мир ему и благословение Аллаха) спросили: "А кто они?" - То есть: кто эта спасшаяся группа? Он ответил: "Это те, кто будет примерно на том же, на чем сейчас я и мои сподвижники".
В другой версии: "Моя община разделится на семьдесят с чем-то групп, и все они в огне, кроме одной. Это та, которая будет примерно на том же, на чем я и мои сподвижники".
Некоторые ученые сказали, что она - спасенная община - это ахлюль-хадис. То есть асариты, ашариты и матуридиты. 
Я же скажу: выражение, которое передано в хадисе, а именно слова: "кроме одной", отвергает множественность. И поэтому я сказал:

"Сии слова никак не применить, увы, уверенно,
Кроме как к группе (в вере), что к асарам бережна".

Эти слова, переданные из источника света и светильника, перед которым расступается тьма, уверенно ... - Т.е. с уверенностью и ясной убежденностью не применяются, то есть не используются в качестве доказательства и не соглашаются с этим в отношении какой-либо группы... Не говорится в них, и не подходят они по праву к какой-либо из семидесяти трех групп, кроме как к группе ахлюль-асар (асариты). А другие группы помимо этой наделили правом решения свой разум и стали противоречить переданному от посланника, мир ему и благословение Аллаха, тогда как необходимо (обязательно) было принимать его (переданное, как есть). Как же это сообщение может быть отнесено к ним по праву, и как может быть применено к ним переданное в асаре".
См. "Ляуами' аль-анвар" 1/76.

Спасенная община у него - это те, кто избегает истолкования аятов и хадисов, в которых упоминается что-либо из описания Аллаха. Это он утверждает, как путь праведных предшественников (саляфов), и осуждает ашаритов и матуридитов за то, что они пошли дальше этого. Их допущение истолкований, а также сами истолкования он считает ошибочными действиями и ошибочными допущениями, отклонениями, которые выходят за границы приверженности методологии саляфов и спасенной общины, однако, не выводят из числа приверженцев сунны и джамаа.

Можно отметить, что его слова о спасенной общине в поэме, которая стала основой для книги "Ляуами' аль-анвар", дают двоякий смысл:

"Сии слова никак не применить, увы, уверенно,
Кроме как к группе (в вере), что к асарам бережна".

Их можно понять так, что к асаритам (ханбалитам) хадисы о спасенной общине можно относить с уверенностью, а насчет остальных групп такой уверенности нет.
И можно понять так, что у автора есть уверенность насчет того, что хадисы о спасенной общине относятся лишь к асаритам.

А в пояснениях имам прямым образом выражает сомнение насчет того, что эти хадисы возможно отнести к тем, кто отличился истолкованиями текстов с описаниями Аллаха, как уже было переведено. Также он многократно использует словосочетание "спасенная община" применительно к асаритам-ханбалитам, склоняясь к тому, что по праву применять его можно только к асаритам, но вместе с тем он демонстрирует осторожность, говоря, что асариты - они ИЗ спасенной группы.

Некоторые примеры.

Говорит ас-Саффарини про имама Ахмада: "Имам приверженцев истины, которые являются спасенной общиной по причине того, что следуют переданному в асарах от источника верного руководства".
См. "Ляуами' аль-анвар" 1/61.

И говорит: "Они, т.е. асариты из спасенной группы утвердили тексты Корана и пророческие хадисы, придерживаясь очищения Аллаха, Свят Он и Возвышен, (от недостатков) без аннулирования качеств, которые пришли в Великом Писании и достоверной сунне, т.е. без отрицания их у Него, Всевышнего".
См. "Ляуами' аль-анвар" 1/94.

Также говорит: "Теперь ты узнал, чего придерживались саляфы и имамы религии, и таковы убеждения группы асаритов из приверженцев спасенной общины".
См. "Ляуами' аль-анвар" 1/439.

Заключение шейха Абдуллаха аль-Абдуллаха

Шейх Абдуллах ибн Мухаммад аль-Абдуллах специализируется в изучении убеждений ученых ханбалитского мазхаба. Среди последних его работ - комментарий к поэме имама ас-Саффарини, в котором он постарался отразить убеждения, принятые в качестве основных у большинства ученых-ханбалитов. И когда шейх подошел к строчке о спасенной общине, то изложил результаты своего исследования взглядов имама ас-Саффарини по затронутому вопросу. Он написал:

"Первое. Что касается спасенной общины. Это название по праву относится только к одной группе, и эта группа - асариты. Это ясно выражено в первых двух цитатах. Некоторые (ученые) заявили, что это название также относится к ашаритам и матуридитам, но выражение автора поэмы в его комментарии не дает вероятности такого понимания".

Затем он процитировал рецензию шейха Ибн Бадрана аль-Ханбали с таким же смыслом и сказал:

"И второе. Что касается ахлю ас-сунна. У него (ас-Саффарини) это выражение по праву относится к трем группам: асаритам, ашаритам и матуридитам. Это ясно выражено в других его процитированных словах. А противоположностью приверженцев сунны являются приверженцы нововведения и заблуждения. И ашариты с матуридитами у автора поэмы не из приверженцев нововведений и заблуждения. Хотя кое-кто заявлял об этом и пытался придать такой смысл его словам о спасенной общине, заявляя, что ахлю ас-сунна у автора поэмы не состоит из групп. И такое поведение - это произвол и ошибка в понимании. Контексты самого автора поэмы устраняют возможность того, что выразил этот заявитель, и отвергают это".
См. "ад-Дурра аль-мудыя ма'а ат-Такрират аль-ханбалия", с. 101-102.

То есть шейх, собрав и проанализировав пояснения имама, пришел к таким же выводам о его взглядах.

Источник: Ахлю ас-сунна уаль-джама'а у имама ас-Саффарини

Телеграм-канал: https://teleg.one/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte