Я не люблю спектакль «Золушка», мне он кажется скучноватым, затянутым, но такой восхитительной постановки как в Московском театре Новая Опера им. Колобова я не видела ранее никогда. Это комическая опера Джоаккино Россини по одноимённой сказке Шарля Перро, только главный художник театра Виктор Герасименко представил её как клип-оперу.
Это второе произведение Россини, которое ставят в театре «Новая опера». Одно из самых своих популярных сочинений «La Cenerentola» ("Золушка") автор написал в 1817 году за 24 дня, режиссёр же работал над оперой год и в 2011 году состоялась «сказочная» премьера.
Действие начинается на балу, дамы в белых платьях и высоких париках рассаживаются в ложи театра, находящиеся по бокам сцены, режиссёр-драматург заводит сказку о несчастной Ченерентоле. Герои появляются на сцене, они играют спектакль для тех кто в ложах, в этот момент я почувствовала себя уже не рядовым зрителем, а словно наблюдала откуда-то сверху за происходящим. Такой вот принцип «театра в театре».
История Золушки оказывается не совсем классической: вместо мачехи – отчим-пьяница дон Маньифико, мечтающий о власти; вместо феи – волшебник Алидоро, он же наставник принца; вместо принца Рамиро - … пусть будет интрига :) Золушка на балу не теряет туфельку, она отдаёт принцу браслет, по которому он должен найти её, хотя в конце хрустальные туфельки всё же появятся ;)
В этой необычной сказке яркими акцентами показаны костюмы героев. Исторически они может не совсем верные, словно собранные из разных эпох, но смотрятся комично. К тому же без привязки к какому-либо периоду они становятся как-бы вне времени. Особенно выделяются сёстры Клоринда и Тисба, у них и причёски под стать нарядам, очень экстравагантные. Золушка неожиданно с короткой стрижкой, и её наряды приковывают взгляды, мне особенно понравился образ в котором она блистала на балу. И ведь реально блистала!
Как таковых декораций на сцене нет, вместо них три огромных экрана, занимающих весь задник сцены. Это задумка режиссёра — объёмные декорации с элементами компьютерной анимации и 3D графикой, осуществил задумку художник Эрик Громилов. С первых минут спектакля на экранах открывается виртуальный занавес, в трёхмерном пространстве растут диковинные сады, пробегают лошади, карета уезжает в замок по извилистой дорожке, даже летают ослы с крыльями. Но это не просто картинки, много зашифрованных метафор с аллегориями, некоторые их них режиссёр пояснил: если с неба падают курьеры на парашютах, это значит «прилетела весточка»; крутящиеся колеса символизируют «колесо фортуны». Помимо этого на экранах появляются герои, перемещаются внутри виртуального мира, исчезают, а потом выходят на сцену, как-будто только что были мыслями, а теперь стали реальностью. Вот такое современное волшебство.
Но больше всего меня поразили технические возможности сцены. Внезапно одна её часть могла поднять высоко вверх актёра, при этом на стороне анфас происходила проекция сна или мечты героя, тут же сквозь эту стенку проходили другие актёры и оказывалось что это не сплошная стена, а жалюзи. В середине сцены были ступеньки, по которым артисты словно в подвал уходили или эффектно появлялись оттуда в клубах дыма, в иные моменты выдвигались плиты и закрывали проход, восстанавливая целостность сцены. Во время эпизода с пиром во дворце сверху спустили огромную люстру, которая выполяла роль стола с обильными яствами, герои забирались на люстру и парили над сценой. Какой ещё театр может так удивить?
Музыкальная и вокальная составляющие постановки самые важные. На мой взгляд музыка Россини сложна для проигрывания, а исполнить её голосом ещё труднее, но в театре «Новая опера» работают настоящие профессионалы. Даже дилетанту как я было видно проникновенное исполнение партий и взрыв аплодисментов из зрительного зала тому подтверждение, а когда подключался хор вместе с оркестром это будоражило.
Хотя опера считается комичная, но смешных моментов не много, почти все они связаны с доном Маньифико и его дочерьми, которые постоянно соперничают друг с другом и этим забавляют. Золушка мне показалась девушкой с твёрдым характером, она стойко выносит нападки сестёр и непоколебимо верит в «торжестве добродетели».
Опера исполняется на итальянском языке, рекомендовано детям от 6 лет, но мне кажется не стоит идти раньше 10 лет, потому что субтитры идут иногда быстро, некоторые шутки поймут только взрослые, да и высидеть 3 часа, пусть и с антрактом, младшекласснику тяжело.
Сайт театра «Новая опера» и соц.сети (youtube, инстаграм, Вк, Fb, твиттер, Ок, жж).