Когда в начале лета мы приступили к работе в Наугольных палатах, то предполагали, примерно, с чем столкнемся. Отчасти эти ожидания оправдались – в наши руки попали различные предметы труда и быта, керамическая и стеклянная посуда, печные изразцы, нумизматический материал и т.п. Но, кроме этого, появилась одна категория находок, которая стала для нас полной неожиданностью. Речь идет о письменных источниках.
При выборке и просеивании заполнения под полом в ряде помещений первого и второго этажей было найдено большое количество обрывков листов печатных изданий и рукописных текстов. Обрывки эти были различной сохранности и размеров (от нескольких квадратных сантиметров), многие из них были сложены в несколько раз или просто скомканы. На каких-то обрывках текст был еле виден, или же он был совершенно неразборчив. Но, кое-что нам все же удалось прочесть.
Много рукописных текстов связано с располагавшимся в Меншиковском дворце Первым Кадетским корпусом. Часть из них относится непосредственно к обучению кадетов. Это различные математические упражнения, правописание и т.п. И не только на русском языке, но и на некоторых западноевропейских.
Помимо упражнений, встречены кадетские записи с нравоучительными изречениями. Пример этому – на фото ниже. Это ученическая пропись кадета по фамилии Богговут: «Во всяком возрасте почитай родителей. Дай просящему у тебя.». Двое представителей дворянского рода Багговутов (Богговутов) окончили Первый Кадетский корпус в 1825 и 1828 гг. - Карл Федорович Багговут (1810-1895 гг.), генерал от инфантерии и его старший брат Александр Федорович (1806-1883 гг.), генерал от кавалерии.
Кстати, перья для письма тоже достаточно распространенная у нас находка. Есть еще и половинка двухкамерной чернильницы. Что собой представляла её вторая часть, пока не знаем. Возможно, отделение для тех же перьев.
А вот, вероятно, учебный материал, в котором полностью воспроизведен текст донесения русского посланника в Турции В.С. Томары от 16 октября 1798 г. (опубликован в книге «Русские флотоводцы. Сборники документов. Адмирал Ушаков», т. 2., М., 1952 г., с. 131).
Встречаются и внутренние документы. «Рапорт от 1-й Мушкетерской роты» от 23 февраля 1816 г., в котором перечислены дежурные от роты, больные и т.д.
А вот так выглядела кадетская увольнительная (от 2 июня 1761 г.)
Записка-распоряжение без подписи и даты: «С канцелярии кадетского корпуса потребно известие полное число».
Помимо дел кадетских, встречаются и другие документы. На следующем фото – разъяснение о деталях, в том числе и финансовых, некоего контракта, заключенного сроком до 1739 г.
Много различных текстов, в т.ч. и документов, на западноевропейских языках. Вот некий «Rapport».
Какие-то документы и письма запечатывали сургучом. Его тоже найдено достаточно, помимо фрагментов, есть и целые печати. Кроме красного сургуча, попадались черного и зеленого цветов.
Среди рукописных текстов попадаются и частные письма. Одно из них написал некий Пётр Ален, а сохранилась от письма всего лишь последняя строчка. Но, какая же она трогательная! «Премного милостивая моя дорогая драгоценнейшая сударушка Авдотья Сидоровна».
Вообще, нами сейчас просмотрен, дай бог, 1-2 % от общего числа обнаруженных рукописных текстов. Кто знает, к каким результатам приведет дальнейшее изучение специалистами всех материалов. Ведь это не просто обрывки документов и писем, это новооткрытые источники по истории Кадетского корпуса, города Санкт-Петербурга, и России в целом.
Предыдущие заметки о работах в Меншиковском дворце: «Археология подвалов Кадетского корпуса»; «Новые находки в подвалах Наугольных палат Меншиковского дворца»; «Наугольные палаты Меншиковского дворца: сокровища под ногами».