Найти в Дзене
His Tory

История пригородных трамвайных линий Киева. И. Святошинский трамвай. Часть 3.

Святошинский трамвай изначально строился как пригородный, и его основной функцией было сообщение города с дачным поселком.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/09/16/08/16/the-funicular-4480264_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/09/16/08/16/the-funicular-4480264_960_720.jpg

Однако часть пассажиров использовала его и для внутригородских поездок.

Для справки приведем полный список остановок Святошинского трамвая: 1) Триумфальные ворота, 2) Керосинной улица, 3) Шулявская церковь; 4) Политехнический институт - главное здание; 5) Политехнический институт - химическое отделение; 6) Пушкинский парк; 7) Переулок у завода Гретера; 8) Разъезд в завода Гретера; 9) Лагерь - военное собрание; 10) Лагерь - разъезд; 11) Казармы железнодорожного батальона; 12) Нива; 13) Рубежевская колония; 14) Депо К.С.Е.З .; 15) Ковальский городов; 16) I просека; 17) II просека; 18) III просека; 19) IV просека; 20) Святошино.

На участке от Триумфальных ворот до Полевой улице Святошинский и городской трамвай шли параллельно друг другу (правым и левым боком Брест-Литовского шоссе, соответственно) и, таким образом, конкурировали. Стоимость проезда на этом участки была одинакова в обеих линиях - 5 копеек. За проезд от Киева до Лагеря на Святошинском трамваи взималась 8 копеек, до Рубежовский колонии - 15.

В 1902 году группа дачовласникив Святошино подала прошение киевскому губернатору с жалобой на повышенный тариф (по разным версиям, 12 или 15 копеек) на коротком участке от Лагеря в Рубежовский колонии: «такое повышение платы нарушает интересы как даче владельцев, так и вообще лиц, проживающих в дачном поселке Святошине и вблизи его и ложится тяжелым бременем на материальное благосостояние лиц служащих и имеющих спустя надобность ежедневно ездить в Киев ».

Последовал судебное разбирательство, по итогам которого выяснилось, что правление трамвая не нарушает условий контракта с городом, взимая такой тариф - но через некоторое время он был снижен до 8 копеек. Кроме того, на зимний сезон 1903/04 годов было введено абонементные книги по заметно сниженной цене 8 руб. по 60 билетов, то есть 13,3 коп. за одну поездку (по всей линии).

Наконец, в мае 1908 промежуточные тарифы были снижены еще раз: теперь проезд от Рубежовский колонии в Лагеря стал стоить 5 копеек (вместо 8), в Киев - 12 (вместо 15) . При этом, по данным правления, с 1902 по 1909 год предприятие принесло ущерб, за исключением сезона 1906-1907 годов, когда оно дало максимальный за все время существования прибыль в 3188 рублей .

В 1902 году, а затем в 1905 и 1909 годах правления Святошинского трамвая обращалось с ходатайствами о разрешении на продолжение линии до

Галицкого базара (он же Еврейский базар, на современной площади Победы). Оттуда можно было выехать городским трамваем в разных направлениях, в отличие от Триумфальных ворот, где пассажиры вынуждены были пересаживаться на перегруженную Политехническую линию. Ходатайство в 1909 году было поддержано директором Политехнического института, с такой мотивацией: «На политехнической линии городского трамвая сосредоточено незначительное количество вагонов, и в учебное время, при большом скоплении студентов, между ними и кондукторами гор. дороги происходят постоянные недоразумения».

Однако в разрешении на продолжение правлению каждый раз отказывали в История пригородных трамвайных линий Киева основании вышеупомянутого пункта контракта 1889, который давал Обществу КМЗ право не допускать прокладки другими обществами рельсовых путей в городе. Еще одну попытку правления Святошинского трамвая сделало осенью 1912 года, предложив построить трамвайную линию на территории киевской выставки 1913 года в обмен на разрешение продолжить Святошинскую линию в Галицкий рынка. Правление сочло, что контракт 1889 потеряет силу 7 (20) июля 1914 (через 25 лет после его заключения, когда, согласно тому же контракту, город получал право выкупить предприятие), и препятствий для такого продолжения не будет. «При существующих условиях, - заявляло правления, - страдают интересы всех живущих в Святошине, так как прибывшие из Святошино нашим трамваем пассажиры должны пересаживаться в вагоны городского трамвая, которые здесь всегда переполнены, а потом нередко приходится пропустит два, а то и три вагона городского трамвая или же нанимать извозчик к Галицкого базара, а то и идти пешком.

Имея же в виду, что Нынешний благосостояния Святошино обязан исключительно трамвая, давшему Святошино дешевое и удобное сообщение с городом, мы надеемся, что советы общественного интереса, Город разрешит нам продление пути к Еврейского базара ».

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/11/20/21/excursion-3391556_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/11/20/21/excursion-3391556_960_720.jpg

Однако городская железнодорожная комиссия определила, что гарантировать Обществу разрешение на такое продление будет невозможно, поэтому согласия на предложение не было дано.

Новый этап истории Святошинского трамвая наступил после начала Первой мировой войны. Предприятие, принадлежащее подданным Германии, которая вступила в войну с Россией, было по распоряжению военных властей секвестрированное 7 Август 1914 Фрица Ауэрбаха, управляющего трамваем, был арестован, после чего выслан в Костромской губернии.