Особое место в ряду работ, посвященных проблемам войны и мира в Новое Время, занимает трактат Иммануила Канта (1724 - 1804) «О вечном мире» (1795). Этот проект в совокупности с его более ранней работой «Идея об универсальной истории» (1784) представляет собой целое философское учение о природе, морали и человек. Вслед за Б. Спинозой и Т. Гоббсом И. Кант считает, что индивиды объединяются для того, чтобы выжить, и в этом отношении он не оригинален. И. Кант считает, что подобным образом следовало бы поступить и государствам, т. к. созданный Г. Гроцием и Э. де Ваттелем «философский и дипломатический кодекс не имеет [...] ни малейшей законной силы [...], и не было еще случая, чтобы аргументами, снабженными, свидетельствами столь важных мужей, какое - либо государство было принуждено отказаться от своих намерений». Иначе говоря, в своих отношениях государства обращаются к международному праву лишь для того, чтобы придать вид законности силовым способам реализации собственных эгоистических интересов.
Проект И. Канта заключается в создании особого рода союза государств, который можно назвать союзом мира (foedus pacificum) и который отличался бы от мирного договора (pactum pacis) тем, что последний стремится положить конец лишь одной войне, тогда как первый - всем войнам и навсегда». Трактат о вечном мире состоит из двух разделов:
1) прелиминарные статьи, в которых излагаются предварительные условия для создания «федерации»;
2) дефинитивные статьи, излагающие суть кантовского проекта.
Первым принципом вечного мира, изложенным в первой дефинитивной статье, является необходимость перехода всех государств к республиканской модели. В республике основанных на равенство и свобода граждан, всеобщей зависимости от единого законодательства, элиты не смогут единолично решать вопросы войны и мира, т. к. потребуется согласие граждан, а они «далеко не сразу решатся начать столь скверную игру. Ведь все тяготы войны им придется взять на себя ...». Во второй дефинитивной статье И. Кант предлагает основывать международное право на «федерализме свободных государств». Модель И. Канта основана не на формировании мирового правительства, а на создании союза свободных, суверенных и равноправных государств. «Этот союз имеет целью не приобретение власти государства, но лишь поддержание и обеспечение свободы каждого государства для него самого и в то же время для других союзных государств, причем это не создает для них необходимости подчиниться (подобно людям в естественном состоянии) публичным законам и их принуждению».
В добавлениях к трактату И. Кант вскрывает внутренние механизмы, которые, по его мнению, должны привести государства к созданию «федерации». Принуждающей к вечному миру причиной выступает природа, которая «позаботившись о том, чтобы люди могли жить повсеместно на земле, вместе с тем, деспотически захотела, чтобы они жили повсюду... А средством для достижения своей цели [...] выбрала войну». Природа всячески удерживает людей от объединения и согласия с тем, чтобы они, страдая от этого искусственного разделения, преодолевая его через множество войн, революций и других социальных потрясений, вместе с ростом цивилизации стремились к миру. Интересно, что И. Кант, словно предвосхищая цивилизационный подход к проблеме международных конфликтов в ХХ в., называет различия людей в культуре и религии среди главных причин существования враждебности (и одно временно взаимного влечения) между ними. Таким образом, природа наряду с моральным императивом, т.е. «дремлющей, моральной склонностью к тому, чтобы стать когда-нибудь господином над злым принципом в себе» является своеобразным «телеологическим организмом», вместе с человеком, стремящимся к достижению вечного мира.
Интеллектуальные усилия Европы по поиску оптимальных путей предотвращения и преодоления деструктивных международных конфликтов в XVII в. венчает работа немецкого философа-просветителя Иоганна-Готфрида Гердера (1744 - 1803) «Письма для поощрения гуманности» 1793-1797). Раздел книги под уже традиционным к тому времени названием «К вечному миру» представляет собой своеобразную полемику с И. Кантом, хотя открыто автор этого нигде не признает. И.-Г. Гердер не верит в идею вечного мира, установленного на основе «федерации» или «конфедерации» суверенных государств, если они останутся враждебными друг другу. Находясь под влиянием событий в современной ему революционной Франции, и. И.- Г. Гердер апеллирует к народам Европы, а не к государям или правительствам. Предвосхищая идеи либеральных мыслителей ХІХ в., он призывает к воспитанию и развитию созидательной стороны человеческой натуры, верит, что «всеобщий человеческий разум и справедливость - успокоительное средство, которое приведет, если не к вечному миру, то, во всяком случае, к постепенному сокращению войн». Система коллективной безопасности, по И.-Г. Гердеру, строится «на союзе всех просвещенных народов, направленном против любой агрессивной державы». В семи «Убеждениях» - статьях, содержащих аргументы в пользу новой концепции вечного мира, можно усмотреть элементы психологических экономических посылок, многие из которых в дальней с были положены в основу идей философов - миротворцев XIX и XX вв.
Продолжение в следующей части.