Найти в Дзене

Фильм о танцах: История создания «Черного лебедя»

Во время работы над фильмом «Реквием по мечте» режиссеру Даррену Аронофски в руки попадает сценарий, написанный Андресом Хайнцем. В нем идет речь о жизни Нью-Йорского театра. Режиссеру так понравился сценарий, что он решил снять фильм, предложив перенести историю в мир балета. Однако потребовалось почти десять лет, чтобы фильм «Черный лебедь» стал реальностью.

Накануне выхода фильма, создатели окрестили его как «балетный хоррор», но зрители не увидели в картине особых ужасов, возможно, потому что история уж очень реальна.

Нина, молодая артистка балета, получает роль Белого и Черного лебедя в новой постановке «Лебединого озера». Но теперь все ее мысли заняты самосовершенствованием, ведь хореограф не уверен до конца в ее способности стать Черным лебедем. Она стремится быть идеальной в обеих ролях и в попытках познать темную сторону своей натуры, начинает терять себя. Она уже не уверена, где реальность, а где вымысел. В мире постоянных сомнений, нервов и попыток стать еще лучше, Нина перестает контролировать свою жизнь.

Роль Нины сыграла Натали Портман. На роль главной героини также претендовала и британская актриса Рейчел Вайс, на тот момент еще пребывавшая в статусе жены Даррена Аронофски. Как проходил этот кастинг, и какую оценку получила Рейчел, - неизвестно, но Аронофски не раз признавался в интервью, что видел в этой роли только Натали Портман. Еще до завершения работы над сценарием он знал, что роль подающей надежды балерины исполнит она. И потому, что Натали серьезно занималась балетом в детстве, и потому, что она была готова работать физически и психологически.

Роль Лили – главной соперницы Нины, более сексуальной, более подходящей на роль Черного лебедя – сыграла актриса Мила Кунис. Ей не пришлось проходить кастинг. Предложение сняться актриса получила по скайпу. Почему? Она до сих пор не знает сама. И спрашивать, конечно, не стала. Если тебе предлагают сыграть интересную роль в фильме высококлассного режиссера, то отказываться глупо. Нужно отметить, что до выхода фильма Милу Кунис нельзя было назвать популярной, пресса знала ее скорее как подругу того самого Маколея Калкина.

Перевоплотиться в балерин было ох, как непросто. У обеих актрис работали дублерши – профессиональные балерины. Но Натали Портман, занимавшаяся балетом все детство и после не оставлявшая его для поддержания формы, потратила целый год на тренировки, чтобы самой сниматься во всех сценах и быть готовой к нагрузкам. Надо сказать, ей это удалось. Она похудела на 9 килограмм, и накануне старта съемок ежедневно тратила по 8 часов на балетные репетиции с хореографом Мэри Хелен Бауэрс. Актрисе пришлось работать вдвое больше, ведь у ее героини было две стороны, две танцевальных партии, два разных образа. Это должно было читаться в малейших движениях рук, взгляде, походке. И все же без травм не обошлось. Актриса получила сотрясение мозга и травмировала ребра, что не остановило ее от самостоятельных съемок в 90 % сцен.

Мила Кунис не имела танцевальной подготовки, но репетировала гораздо меньше. В своих интервью она озвучивает цифру от трех до семи месяцев, но разве возможно добиться такой грациозности за столь короткое время? Возможно, у Милы природный талант к балету. А вот в чем ей точно нет равных, так это в похудении. Актриса сбросила свой вес до 43 килограмм и по собственному признанию, в жизни выглядела просто ужасно. Однако в кадре, вместе с Портман, они выглядят великолепно.

Портман познакомилась с Кунис задолго до фильма. Несмотря на дружбу между Милой и Натали, Аронофски для реалистичности противостояния всячески настраивал их друг против друга. Он звонил одной и говорил об успехах другой, а потом звонил второй и восхвалял успехи первой. Но вместо зависти, актрисы созванивались и поздравляли друг друга. Их дружбу не покачнула даже откровенная сексуальная сцена в «Черном лебеде».

-2

Вайнона Райдер, получившая роль Примы в фильме, в детстве пробовала заниматься балетом, но выдержала только одно занятие. Ей показалось, что преподаватель был слишком суров.

Венсан Кассель, сыгравший хореографа постановки, создавал свой образ, исследуя биографии великих хореографов, и наблюдая за работой Бенджамина Мильпье, хореографа фильма, танцовщика New York City Ballet. Мильпье пришлось выбирать для главных героинь те движения, которые показывали бы их сильные стороны, потому что приблизиться к образу балерины после 25 возможно, но вот стать ей - не получится.

-3

К тому же, Мила Кунис не могла находиться в пуантах дольше 20 минут, даже не становясь на них. А съемочные дни длились по 16 часов. Постоянные синяки и отекшие ноги, а также чувство голода и вывихнутое плечо – вот что сопровождало актрису на протяжении всех 8 месяцев съемок. И скинутые за долгие месяцы килограммы, вернулись к девушке за 5 дней.

Вместе с Портман и Кунис на сцене появились и профессиональные танцоры балетной труппы. Найти подходящих танцоров оказалось сложнее, чем главных героинь. Почти по всех театрах уже открыли сезон, и танцоры были задействованы в постановках. Перерыв оказался в театре Пенсильвании, и всего за несколько недель до съемок у группы появились настоящие балерины и балеруны.

Фильм снимали не только на пленку, но и на цифровые камеры (Canon 7D и Canon 1D Mark IV), что позволило операторам находиться в центре танцевальных постановок.

Декорации также танцевали. На сцене постоянно что-то движется, а за кулисами разминаются балерины. В кадре практически отсутствует статичность.

Поскольку в основе сюжета лежит известный балет «Лебединое озеро» и противостояние белого и черного лебедя, музыка должна была соответствовать. Композитор Клинт Мэнселл написал несколько музыкальных вариаций на произведение Чайковского.

«Черный лебедь» получил 105 номинаций на кинофестивалях и взял 39 наград. Натали Портман получила «Оскар» за лучшую женскую роль в этом фильме. Кроме того, она вышла замуж и родила сына главному хореографу проекта – Бенджамину Мильпье.

Чашка хорошего кофе, горячего какао или вкусного чая станет отличным дополнением к субботнему просмотру фильма «Черный лебедь».

-4

Название: Черный лебедь/ Black Swan

Год: 2010

Страна: США

Режиссер: Даррен Аронофски

В ролях: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер, Бенджамин Мильпье и др.