Еще не так давно попасть в библиотеку было по-настоящему радостным занятием - тепло, уютно, множество книг, возможность сесть и почитать книгу или просто поработать.
Но сейчас мы вынуждены наблюдать за тем, как библиотеки видоизменяют, сокращают и предоставляют им унылую альтернативу - КИБО.
КИБО - комплекс информационно-библиотечного обслуживания. Его мне удалось посетить несколько дней назад в Московской области. Это пластиковый короб на колесах с книжными полками. В идеале библиомобиль должен работать автономно, то есть на собственном источнике электричества - генераторе. В реальности ты сидишь в темном фургоне без возможности согреться, вполне возможно, что еще и в тесноте. Генератор не работает уже давно, почему его не чинят - неизвестно.
Кто является основной аудиторией для КИБО? Дети. В малонаселенных поселках и деревнях КИБО с компьютерами с выходом в Интернет, принтером и проектором, на котором ты можешь посмотреть документальный фильм или мастер-класс - это просто супер! Но, как уже было сказано, техника не работает, так как не работает генератор.
Выход - подпитываться электричеством от ближайшей розетки, но это, как известно, доступно не всегда.
В каждом населенном пункте КИБО стоит в среднем по два часа, библиотекарь заранее договаривается с учителями и директором в местной школе, чтобы детей отпускали на мероприятия, проводимые в КИБО. Все на взаимном доверии и дружбе.
Масштабные мероприятия с классом проводить в том КИБО, какой посетила я - невозможно, так как в классе около двадцати человек, а в фургоне вмещается всего пять. Для таких целей есть более масштабная фура - КИБО-дети, но есть ли в такие машины в каждой библиотеке? Я сильно сомневаюсь.
Тем не менее, руководство библиотеки все равно настаивает на проведении мероприятий с детьми, ребятишки заходят в фургон по пять человек - больше не вмещаются. Вопрос - а что будет зимой?
На библиомобиль проходящие люди реагируют вяло, большинство не в курсе о том, что видит перед собой.
Мне КИБО напомнил фильм «Простая история» 1960 года, где в село приезжал книжный магазин на колесах.
- А что только в выходные приезжаете?
- Да разве по будням вас застанешь?
- И то правда.
- А "Блеск и нищета куртизанок" у вас есть?
- А "Васька Трубачёва" хочешь?
- Нет.
Складывается стойкое ощущение, что власти хотят вернуть время вспять, и не развивать культуру, как это делали в Советском Союзе, а, наоборот, оставить ей самое непрезентабельное место.
Я очень сомневаюсь, что государство запустило этот проект для того, чтобы снабдить население бесплатными книгами даже в самых далеких уголках нашей необъятной Родины.
Обслуживание автомобилей - дело невыгодное. За год это выливается примерно в 500 тысяч рублей. Зачем в принципе нужен библиомобиль - неизвестно. Хотя я догадываюсь, что этот проект ввели заранее перед тем, чтобы сократить большую часть библиотек, особенно в маленьких городах (у нас культура только в Санкт-Петербурге будет развиваться, так как там это часть рекламы города).
Очень интересно заметить, что для библиотекаря в КИБО нет никаких условий труда. Да, в машинах нет туалета, там негде подогреть себе еду в 30-градусный мороз, а даже, если б и было - генератор не работает. С собой нужно иметь термос с горячим питьем, в туалет ходить в кусты, в городе лучше - можно сбегать по нужде в пункт общественного питания.
Работа унизительная, к слову сказать, библиотекарь, с которым я разговаривала, имеет два высших образования, большо опыт общения с людьми. Раньше этот человек занимался организацией мероприятий в библиотеке, затем библиотеку сократили, его направили в КИБО.
Организация учебного процесса в библиомобиле оставляет желать лучшего и хороша только на картинках в рекламном буклете.