Фильм "Черная акула" вышел в 1993 году. Как раз за полтора года до начала операции в Чечне. В фильме новейший вертолет Ка-50, который американцы прозвали "оборотень" просто разносил всех врагов и успешно выполнял поставленные задачи. Но наступил 1994 год и армия не увидела "Акулу", в которой так нуждалась.
Вертолет был впервые задействован лишь в 2000 году. Военное ведомство заявляло, что на Северный Кавказ направленны машины оборудованные тепловизорами. Что позволит обнаруживать цели даже в густом тумане. Цели для вертолета будет находить радиоэлектронная разведка. Специалисты будут взламывать сети связи лидеров Ичкерии и передавать координаты. Так должно было быть в идеале.
Новейший вертолет в Чечню все же отправили. И событие это осветили в некоторых СМИ. Только вот получилось почти, как в фильме. Там летал один вертолет, а в Чечню было направлено два (по другой информации три). При этом через месяц командование уже отчитывалось об "успешном поражении многих целей, включая труднодоступные базы в горах". Базы вроде были поражены, но лидеры непризнанной республики при этом спокойно перемещались по своим делам, никого не опасаясь.
И дело здесь похоже не в том, что вертолет оказался плох. Судя по сводкам он с задачами справлялся отлично, а вот если изучать статьи того времени, то Владислав Морозов в журнале "Мир авиации" стр.39 пишет в 2003 году, что вертолеты летали только по хорошо изученным маршрутам. Их очень боялись "потерять".
. Просто никто не приказывал "работать" по нужным целям. Вот по блиндажам в горах - это пожалуйста, это сколько угодно.
А в 2003 году генерал-лейтенант Анатолий Сурцуков и вовсе заявил, что использовать вертолет нецелесообразно, так как у противника нет техники.
Получается очень непонятая и запутанная история. С одной стороны в начале 2000-х вертолет отправляют на Кавказ и рассказывают о его высокой эффективности. С другой стороны оказывается, что вертолетов всего два и хоть они и показали себя отлично, но использовать их нецелесообразно.
В общем тут то ли не было денег, то ли не было желания. А по одному из мнений вертолеты не отправили туда, как раз из-за жажды этих денег. В 2000 году Ка-50 участвовал в тендере для турецкой армии. И вряд ли турки бы захотели его покупать, если бы узнали, что он "работает" по целям на Кавказе.
Еще один странный момент, что после таких успешных испытаний на вооружение приняли вертолет Ми-28, который был "Акуле" конкурентом.
Ну и в итоге понятно, что даже если все качества вертолета не преувеличены, то все равно, пара машин никак не могла повлиять на исход кампании. Это сделали обычные солдаты Российской армии.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.