В конце 40-х годов в СССР был разработан самолет-амфибия Бе-6. После практически 20 лет эксплуатации в производство была введен еще один самолет этого типа - Бе-12, который и по сей день эксплуатируется в России.
Самолет - амфибия Бе-6
С окончанием Второй мировой войны и одновременным усилением напряженности между Советским Союзом и Западом, советской армии принят на вооружение новый военно-морской патрульный самолет, приспособленный для борьбы с подводными лодками. Конструкторское бюро ТАНТК им. Г. М. Бериева получило заказ на производство этого типа самолета, которая уже производила успешные гидросамолеты и летающие амфибии во время войны.
В 1949 году в воздух взлетел прототип самолета Бе-6. Длина двухмоторного самолета составляла 23,5 м, размах крыльев - 33 м. Максимальная взлетная масса составляла 29 тонн. В движение он приводился благодаря двум поршневым авиационным двигателям АШ-73ТК мощностью 2400 л.с. каждый, обеспечивающим максимальную скорость до 414 км / ч,
Вооружение состояло из 5-ти 23-мм пушек НС-23, а так же бомб, мин и торпед. В 1949-1957 годах было выпущено 123 самолета этого типа в нескольких модификациях. Самолеты использовались в основном для отслеживания подводных лодок. Благодаря прочной конструкции самолет пользовался популярностью в советской авиации.
Около десятка амфибий были переданы в Китай, где их обозначение было изменено на Цин-6, а также были заменены двигатели на турбовинтовые двигатели WoРen WJ-6 (копия одновального авиационного турбовинтовго двигателя АИ-20).
Самолеты-амфибии Бе-6, используемые в СССР, оставались на вооружении до 1960-х годов, после они были заменены новыми самолетами Бе-12. Летающие лодки с истекшим сроком эксплуатации утилизировались или передавались для использования в гражданском секторе. Несколько самолетов отправились в Арктику, где использовались в качестве транспортных самолетов.
Бе-12 «Чайка»
Опыт, полученный при производстве и эксплуатации гидросамолетов Бе-6, позволил в начале 1960-х годов разработать новый самолет, получивший обозначение Бе-12. Самолет сохранил общую структуру своего предшественника, но был значительно улучшен. Прототип впервые взлетел 18 октября 1960 года, а через год машина была представлена на авиапараде в аэропорту Тушино.
Длина Бе-12 составляла 30 м, размах крыльев - 30 м, а максимальная взлетная масса - 36 тонн. Приводом были два турбовинтовых двигателя АИ-20Д мощностью 5180 л.с. каждый. Они обеспечивали максимальную скорость 530 км / ч и дальность полета до 3300 км.
Новая амфибия больше не имела стрелкового вооружения, которое считалось бесполезным. Под крыльями можно было нести множество противолодочных бомб ПЛАБ-50-65 или же ПЛАБ-250-120, противолодочных торпед AT-1 общим весом 1500 кг. Так же самолеты были оснащены пилотажно-навигационным, радионавигационным и иным оборудованием для обнаружения потенциально опасных целей.
Первоначально гидросамолеты Бе-12 использовались для противодействия подводным лодкам, но с развитием новых, гораздо более тихих субмарин, Бе-12 уже не мог эффективно выполнять свои задачи. Поэтому самолеты были преобразованы в разведывательные машины. Всего было построено 143 самолета, в том числе 2 опытных образца.
В 1961 году с накалом холодной войны был создан Бе-12СК для сброса атомных глубинных бомб 5Ф-48 «Скальп».
В 1980 году один гидросамолет был переоборудован в версию Бе-12ЛЛ и использовался для испытаний сверхзвуковых противокорабельныхкрылатых ракет Москит 3М-80.
27 летающих лодок были переоборудованы в версию Бе-12Н, оснащенные новыми электронными системами и системами обнаружения.
В 1992 году, несмотря на возраст, четыре Бе-12 были переоборудованы в противопожарные самолеты Бе-12П. Внутри корпуса находятся три резервуара для воды - один емкостью 4500 литров и два емкостью 750 литров.
Заключение
Несмотря на долгий срок эксплуатации, около дюжины Бе-12 все еще работают, выполняя поставленные задачи. Бе-12 считается одним из лучших и долговечных самолетов отечественной авиационной промышленности.
Если Вам было интересно, то поставьте лайк и сделайте подписку на канал. Впереди будет много интересного! Мирного Вам неба над головой