Найти в Дзене

Я увидел протесты в Барселоне своими глазами. Меня поразили две вещи

Всю последнюю неделю в Каталонии проходят масштабные протесты. История простая. Каталония уже больше века хочет отделиться от Испании – ребята всегда считали себя отдельным народом со своими языком, культурой и традициями. Сепаратисткие настроения особенно усилились в середине двадцатого века – тогда Испанией управлял диктатор Франко, который запрещал каталонцам говорять на их языке и всячески подавлял регион. После смерти Франко Каталония получила широкую автономию, но по-прежнему считает, что Мадрид смотрит на нее свысока. Кроме того, Каталония – один из самых богатых регионов Испании. Поэтому каталонцев раздражает, что их налоги утекают в другие части страны. Испания, в свою очередь, страшно боится потерять регион – это сильно ударит по стране с финансовой точки зрения. Кроме того, о независимости наверняка моментально попросят и в Стране Басков, и в других автономиях. Так или иначе, этот вечный конфликт недавно привел к поворотному событию в историю Каталонии: 1 октября 2017 года
Протесты в Каталонии
Протесты в Каталонии

Всю последнюю неделю в Каталонии проходят масштабные протесты. История простая. Каталония уже больше века хочет отделиться от Испании – ребята всегда считали себя отдельным народом со своими языком, культурой и традициями. Сепаратисткие настроения особенно усилились в середине двадцатого века – тогда Испанией управлял диктатор Франко, который запрещал каталонцам говорять на их языке и всячески подавлял регион. После смерти Франко Каталония получила широкую автономию, но по-прежнему считает, что Мадрид смотрит на нее свысока.

Кроме того, Каталония – один из самых богатых регионов Испании. Поэтому каталонцев раздражает, что их налоги утекают в другие части страны. Испания, в свою очередь, страшно боится потерять регион – это сильно ударит по стране с финансовой точки зрения. Кроме того, о независимости наверняка моментально попросят и в Стране Басков, и в других автономиях.

Так или иначе, этот вечный конфликт недавно привел к поворотному событию в историю Каталонии: 1 октября 2017 года лидеры местного правительства устроили референдум, на котором попросили людей ответить на простой вопрос: «Хотели бы вы, чтобы Каталония стала отдельной страной?» Разумеется, большинство ответило: «Да». В этот момент все и пошло немного наперекосяк: Испания изначально объявила референдум незаконным и попыталась его сорвать – а когда у них ничего не получилось, 12 каталонских лидеров просто арестовали, еще 7 – включая президента местного Жениралитата – бежали из страны, чтобы избежать сроков.

Дамы в каталонском городе Вик продают сувениры с Желтой лентой – главным символом местного протеста.
Дамы в каталонском городе Вик продают сувениры с Желтой лентой – главным символом местного протеста.

На этой неделе история получила предсказуемое предложение: испанский суд, наконец, вынес приговоры тем самым 12 заключенным – и отправил всех за решетку на сроки от 7 до 13 лет. Тут-то в Каталонии и начался ад: на улицы вышли миллионы людей, которые перекрыли все дороги, заблокировали аэропорт и принялись строить баррикады, воевать с полицией и поджигать мусорные баки.

При этом важно отметить две вещи – собственно, как раз они меня и восхитили.

Вещь первая: несмотря на определенное количество радикалов (именно они и занимаются поджогами и прочими неприятными штуками), каталонцы всегда подчеркивают, что их протест – исключительно мирный. Да, они блокируют дороги. Да, они устраивают забастовки. Но – и это предельно важно – они никогда не проявляют агрессию и не устраивают насилие.

Много-много желтых лент
Много-много желтых лент

Это – одна из ключевых вещей, которая определяет всю историю каталонского протеста. Собственно, именно по этой причине о каталонцах и слышали во всем мире – их протест считается крупнейшим на планете мирным движением за незавимисость. Гражданская позиция местных жителей восхищает. В этом году я несколько раз выбирался за пределы Барселоны, чтобы изучить регион – и во всех городах Каталонии в первую же секунду видел тысячи флагов, торчащих из окон, и десятки тысяч желтых лент – главного символа протеста. Все это говорит лишь об одном: здесь не живут равнодушные люди. Им действительно важна их свобода. Им действительно важны «право на самоопределение» и демократия – именно этого они и пытаются добиться вот уже 150 лет. Относиться к этому можно по-разному – но не поражать это просто не может.

Желтые ленты, флаги и портрет политического заключенного – одного из организаторов референдума 2017 года
Желтые ленты, флаги и портрет политического заключенного – одного из организаторов референдума 2017 года

Вещь вторая: разумеется, каталонцы считают Испанию репрессивной страной и максимально настороженно относятся к правительству, заседающему в Мадриде. В столице все это, конечно же, тоже понимают – но в отличие от других стран, не пытаются подавить протест силой или запретить людям устраивать митинги.

Буквально вчера премьер-министр Испании заявил, что сделает все, чтобы у граждан его страны всегда было право на мирный протест и несогласие с властью. Конечно, многие каталонцы над этим усмехнутся – но если посмотреть на все это со стороны и попытаться понять обе точки зрения, становится ясно только одно: кажется, именно такой и должна быть настоящая демократия. Да, одна часть страны недовольна другой. Да, у них куча претензий друг к другу. Но если кто-то выйдет на улицу, чтобы заявить о своем несогласии – никто не попытается сразу же закинуть его в автозак и заклеить рот.

Люди выходят – и говорят. А «право быть услышанным» иногда важнее всего остального.