Как ни странно, но первая моя поездка в Израиле была вовсе не в туристическое место: ни Иерусалим, ни Эйлат, ни даже Тель Авив с его старинным Яффо) Первая поездка была организована отделом министерства алии и интеграции при муниципалитете и повезли нас в знаменитый киббуц на всю страну – Яд Мордехай.
В двух словах киббуц – это такая сельхозкоммуна, люди которой живут по принципу коллективного владения имуществом, равенства в работе и в потреблении. То есть ты можешь неделю работать на кухне, а следующую неделю отвечать за сбор урожая или быть, простите, директором. Киббуцы создавались молодыми людьми, объединенных идеей создания образа нового ервея, нового экономического строя и возрождения еврейского народа.
В современном виде таких киббуцев осталось мало, но создавались они именно с такой идеей. Важно понимать, что киббуцы сегодня – это продуктовая основа страны, но продукция также экспортируется за рубеж.
В Яд Мордехае проживает чуть больше 700 человек, и он находится совсем недалеко от сектора Газа. В качестве напоминания о близости с сектором на входе в один из музеев установлены кассамы - ракеты, запускаемых с территории Газа в сторону Израиля
Во время Войны за независимость киббуц был полностью разрушен, а затем заново восстановлен. От нашествия египетской армии киббуц, по сути, охраняли обычные работяги и "горстка" военных (по сравнению с Египтом) из «Пальмаха».
Киббуц Яд Мордехай был основан польскими евреями и получил название в честь Мордехая Анелевича – человека, ставшего лидером восстания в Варшавском гетто. Именно тематике узников гетто посвящена экспозиция в музее, который мы посетили первым.
Экспозиция в музее выставлена примерно так же как и в комплексе Яд Вашем ((יד ושם, о нем я тоже обязательно расскажу : от начала 20 века, как жили евреи (только затронута исключительно Польша), и что случилось во время и после Холокоста.
В начале экспозиции показан быт польских евреев, живших в 30-е годы прошлого столетия:
Создатели предлагают нам оказаться в одной из квартир в доме еврейского квартала. И вот из окон мы видим вполне типичную для того времени картину: вот играет еврейский оркестр с узнаваемым соло на скрипке, вот базарная улица, по которой ходят туда сюда люди, вот девочка играет на улице с коляской, вот гуляет целое семейство. А вот те самые первые поселенцы - пионеры киббуцного движения.
Этим приемом посетителю дают понять, что евреи, жившие тогда в Европе (да и во всем мире) если и не ассимилировались до конца в стране, в которой проживали, все равно представляли собой обычных людей, живущих по обычным нормам бытия.
До Холокоста в Польше насчитывалось более 3,2 млн евреев:
... и чуть больше 1 млн после:
После зала, знаменующего начало, мы попали в комплекс помещений, рассказывающих поэтапно о развитии событий после вступления фашистских войск в 1939 году на территорию Польши.
Начиналось всё с издевательств и оскорбительной агитации в общественных местах:
Затем, погромы и единичные случаи расправы над еврееями.
В октябре 1940 года, один из районов Варшавы был огорожен стеной, образовав тем самым гетто, куда согнали всех евреев города:
Стоит ли говорить, насколько тяжелой была жизнь внутри стен гетто? Думаю, что ответ очевиден. До наших времен сохранилось много документальных кадров, снятых в стенах гетто немецкими войсками, с целью деморализации еврейского населения. А в 1942 году почти всех евреев вывезли из гетто в лагеря.
Однако на сегодняшний день киббуц Яд Мордехай знаменит тем, что производит вкусный мед и обеспечивает им на 2/3 всю небольшую страну.
В этом киббуце есть и музей меда, где работник киббуца рассказал нам о том как его добывают, и облачившись в настоящий костюм пчеловода еще и показал вживую
В конце экскурсии был мини-мастеркласс на котором нас научили крутить свечки из воска)
Есть в Яд Мордехай и другие производства: молочные продукты, оливоковое масло и даже завод электромоторов. Место обязательно стоит посетить)