Вы можете себе представить мир, где естественные роды остались в прошлом и людей выращивают в бутылях? А можете представить общество где слова "мать" и "отец" считаются ругательством, а наличие постоянного полового партнера неприличным? Тогда милости просим в "дивный новый мир" Олдоса Хаксли.
Мы переносимся в Лондон будущего. Это мир времен культа потребления - символ бога потребления Генри Форд (современное общество к сожалению аналогично ему)
Лучше новое купить, чем старое чинить.
Недопотребление стало прямым преступлением против общества.
Люди здесь не появляются естественным путем, их выращивают в специальных бутылях, где эмбрионы уже на стадии развития делят на пять каст: для этого, к примеру, в бутыль с эмбрионом добавляют этиловый спирт, чтобы добиться его отупления и получения низшей касты (как и в нашей жизни алкоголь тянет человека вниз). Высшая каста "альфа"- двигатели прогресса, низшая "эпсилоны"- выполняют черновую работу:
Машины должны работать без перебоев, но они требуют ухода. Их должны обслуживать люди – такие же надежные, стабильные, как шестеренки и колеса, люди здоровые духом и телом, послушные, постоянно довольные.
Обучение происходит во сне. Все психологические проблемы решаются путем употребления "сомы"- своего рода наркотика:
Сомы грамм — и нету драм!
Он убивает всех людей к 60 годам, тем самым позволяя контролировать популяцию. Медицина на самом высоком уровне, поэтому люди умирают молодыми и красивыми.
Института брака нет, все ведут беспорядочную половую жизнь и чем больше партнеров, тем считается лучше (это нисколько не антиутопично не правда ли?скорее реалии). "Отец" и "мать" - грубые ругательства, так как естественные роды у всех ассоциируются с дикарями. Детей с самого раннего возраста обучают сексуальному воспитанию, играют в соответствующие игры.
Любовь заменена на безопасный секс и наркотики,религия на культ Форда, искусство на индустрию развлечений. Гедонизм во всей красе.
Наверно поэтому все главные герои идут вразрез с концепциями этого общества: Линайна старается быть с одним партнером, Бернард отличается от людей своей касты внешне(маленький и щуплый) и психологически (замкнут, любит одиночество), Джон, который рожден естественным путем (дикарь).
Начало конца было положено на выходных, которые Линайна решила провести с Бернардом в индийской резервации - там они встречают Джона по прозвищу Дикарь. В результате они решают перевезти Джона и его мать в Лондон.
Юноша влюбляется в Линайну по-настоящему, что вызывает недоумение как у окружающих, так и у объекта обожания,- она пытается соблазнить его. Он обзывает ее и убегает: происходит отторжение бездушного мира без любви, где нет привычных истин и альтернативы. В результате внутреннего надлома он пытается объяснить людям из низших каст простые, но вечные понятия: что такое свобода, красота, смерть. Джон пытается помешать им употребить очередную, ежедневную порцию "сомы", чем навлекает на себя гнев толпы и его участь была бы печальна, если бы не Бернард и его друг Гельмгольц, которые вступились за него. В результате всех троих арестовают.
Бернард и Гельмгольц попадают на ковер к Главноуправителю Западной Европы - Мустафе Монду. Тот объясняет им свое мнение по поводу общества всеобщего счастья: его точка зрения - взгляд автора книги на будущее религии и экономического устройства общества:
Потому что мир наш — уже не мир «Отелло». Как для «фордов» необходима сталь, так для трагедий необходима социальная нестабильность. Теперь же мир стабилен, устойчив. Люди счастливы; они получают все то, что хотят, и не способны хотеть того, чего получить не могут. Они живут в достатке, в безопасности; не знают болезней; не боятся смерти; блаженно не ведают страсти и старости; им не отравляют жизнь отцы с матерями; нет у них ни жен, ни детей, ни любовей — и, стало быть, нет треволнений; они так сформованы, что практически не могут выйти из рамок положенного...
**********************************
— Оптимальный состав народонаселения, — говорил Мустафа, — смоделирован нами с айсберга, у которого восемь девятых массы под водой, одна девятая над водой.
— А счастливы ли те, что под водой?
— Счастливее тех, что над водой.
************************************
Какой смысл в истине, красоте или познании, когда кругом лопаются сибиреязвенные бомбы? После той войны и была впервые взята под контроль наука. Люди тогда готовы были даже свою жажду удовольствий обуздать: всё отдавали за тихую жизнь. С тех пор мы науку держим в шорах. Конечно, истина от этого страдает. Но счастье процветает. А даром ничто не даётся. За счастье приходится платить.
************************************
— Так, по-вашему, Бога нет?
— Вполне вероятно, что он есть.
— Тогда почему?..
— Но проявляет он себя по-разному в разные эпохи. До эры Форда он проявлял себя, как описано в этих книгах. Теперь же...
— Да, теперь-то как?
— Теперь проявляет себя своим отсутствием; Его как бы и нет вовсе.
В результате Бернард и Гельмгольц отправляются в ссылки:
Я почти завидую вам, вы окажетесь среди самых интересных людей, у которых индивидуальность развилась до того, что они стали непригодны для жизни в обществе.
Джон теперь отшельник в заброшенной башне. Он пытается очистить себя от цивилизованного мира путем вызывания рвоты и самобичевания. Один из репортеров становится свидетелем этих ритуалов и к жилищу Дикаря стекаются сотни людей, чтобы увидеть это воочию, прилетает и Линайна. Джон начинает бить ее бичом, обзывая блудницей. Он не смог вынести собственных переживаний: ведь он любил ее, тогда как она видела в нем лишь объект для получения новой порции удовольствия. Зрители под влиянием сомы впадают в помешательство и Джон присоединяется к ним. Придя в себя, дикарь осознает что он наделал: совершил грех и не удержался от искушений. Он кончает жизнь самоубийством.
Проблематика описывемого произведения состоит в том, что искусственное равенство и кастовое устройство общества не могут удовлетворить потребности мыслящих индивидов. Поэтому Бернард и Гельмгольц не чувствуют единения, а напротив ощущают одиночество и отчуждение. Но в то же время дивный новый мир невозможен без мыслящих людей, кто-то ведь должен программировать социум, а безвольные массы, лишенные индивидуальности, разума, свободы и воли на это неспособны, они способны только производить и потреблять: мы это видим на примере Мустафы Монда, который является главноуправителем и при этом яркая индивидуальность, читающий книги.
С другой стороны в обществе, где все люди способны мыслить и чувствовать стабильность невозможна.
В книге освещен извечный вопрос: оправдывает ли цель создания идеального общества любые средства? Мустафа Монд в произведении считает, что ради счастья можно пожертвовать свободой, искусством, индивидуальностью. Все оттого, что он знает историю человечества, разочаровался в нем и видит только такой вариант достижения идеального общества, где все счастливы.
Но целомудрие рождает страсть, рождает неврастению. А страсть с неврастенией порождают нестабильность. А нестабильность означает конец цивилизации. Прочная цивилизация немыслима без множества услаждающих пороков.
И, в противоположность ему Джон, который не приемлет "ложь во спасение", который воспитан на ценностях, воспеваемых Шекспиром.
Книга Хаксли оказалась пророческой, написав ее в 1932 году он по сути предсказал: стремление общества к беспорядочным половым связям; распространение стимуляторов радости разного вида - алкоголь, наркотики, шоу, телевидение; помешанность на сексе; и многое другое, обрисовав практически все пороки современного общества практически 100 лет назад!
В заключение хотелось бы привести отрывок из книги, уж очень злободневно
Разумеется, новый тоталитаризм вовсе не обязан походить на старый. Управление с помощью дубинок и расстрелов, искусственно созданного голода, массового заключения в тюрьмы и массовых депортаций является не просто бесчеловечным (никто теперь особо не заботится о человечности), но и явно неэффективным, а в наш век передовой техники неэффективность, непроизводительность — это грех перед Святым Духом. В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство.
Спасибо за внимание. Ставьте лайки если понравилось, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации:)