Найти тему

Логичность и непротиворечивость неверия в Бога

Ответ на статью Нелогичность и противоречивость неверия в Бога.

Всё произошло из ничего, а главное само собой?

Бог создал мир из ничего, а главное — сам произошёл из ничего? Атеист полагает, что бога нет, а происхождение Вселенной пока не ясно до конца, и это честный ответ, в отличие от.

Верующий человек оказывается в осажденном положении, и бремя доказательства возложено на него.

Это верный подход. Выдумал себе бога (а богов и религий великое множество) — докажи, что он есть. Хорошо, если доказать принципиально невозможно, докажи хотя бы тогда, что сама по себе вера в это выдуманное — плодотворна для чего-либо.

Хочешь сказать, что концепция бога помогает в познании мира? Неправда, для познания не нужен бог — рассуждай и экспериментируй, и твои знания будут расширяться. Хочешь сказать, что мораль нельзя обосновать без бога? Неправда, можно: мораль — просто общественный договор.

вся жизнь и вся вселенная — это о человеке

Однако, какая самонадеянность... Да с какой стати?

то, что всё появилось из ничего — более логично, чем то, что всё было создано разумом

Нет, не более. Ведь всё, что было «создано разумом» — было точно так же создано этим «разумом» из ничего, не так ли? Таким образом, этот «разум» — просто дополнительное звено, которое ничего не проясняет. Таких звеньев можно и наплодить: создать иерархию богов, создающих друг друга. Однако, самый первый бог в этой иерархии ничуть не лучше Большого Взрыва: что было до него и было его причиной, не ясно.

Таким образом, бог — лишнее звено между тайнами мира и человеком. Он ничего не проясняет:

  • Ничто => бог => Вселенная.
  • Ничто => Вселенная.

Бог сам взялся из ничего, а затем взял это «ничего» и создал Вселенную? Ух ты, ну теперь-то всё ясно! =)

А как только задается вопрос о причинах...

Задумайтесь о причинах существования самого бога.

Иногда необходимость веры аргументируется тем, что этот жестокий мир, мол, так плохо устроен, что у человека должна быть Надежда. Если всё плохо здесь, то хоть в загробном мире будет хорошо, как-то так. Тут есть несколько возражений:

  • Надежда эта весьма тщетная и призрачная, поскольку принципиально недоказуемая. Кому нужна подобного рода надежда? Видимо тем, кто весьма слаб духом. Тем, кто ищет себе могущественного «покровителя», хотя бы вымышленного.
  • Если в этом мире всё так плохо, это слишком не вяжется с божественной любовью и всепрощением. В самом деле, придётся признать, что как минимум идеи всех самых страшных пороков созданы богом (не говоря уж о попустительстве воплощения этих идей). Сатана — сын божий, в руках которого все возможности творить зло, и он бессмертен и неуязвим.

Есть также концепция, которая утверждает, что наш мир — некое «чистилище» (по сути — ад на земле), созданное богом для неких непостижимых нашим сознанием целей «воспитания душ». Но здесь нужно честно заметить, что любви и счастья в этом мире навалом точно так же, как и зла — просто оглянитесь вокруг.

Стоит отдельно сказать о добре и зле. Дождь — это благо или зло? При самом небольшом размышлении станет ясно, что природа и мир вообще не могут быть «добрыми» или «злыми». Всё живое должно непрерывно убивать и пожирать другое живое, чтобы жить самому. Когда кошка ест мышку, это добро или зло? Для кошки — безусловно добро, в отличие от голодной смерти.

Добро — это то, что выгодно лично вам, а зло — это то, что лично вам не выгодно. Любые «обобщающие» определения добра и зла будут либо сводиться к «личной выгоде» бога (пути которого якобы ещё и неисповедимы), либо будут слишком наивными и потому негодными.

И немного об обосновании морали. Забота о благополучном посмертии собственной души не менее эгоистична, чем обычное стяжание богатства — всё равно выходит всё «для себя». Такая забота претендует, пожалуй, лишь на бо́льшую «дальновидность» (основанную при этом на принципиально недоказуемом).

В отличие от этого, мораль, понимаемая как общественный договор, работает каждую секунду, прямо здесь и сейчас. «Наказания» могут прийти только от людей: ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Впрочем, и «поощрения» могут тоже прийти только от людей, и, давайте будем честными — приходят постоянно.