Найти тему

"Жены женятся, а мужи выходят замуж". Про племя где разрешено многомужество беседуем с супругой у которой два мужа

Смотрю вам читатели Пельменя зашли #путешествия по экзотическим странам. Сегодня наш пельмешек отправился в матриархальное племя Тун которое находится в #Тибете. Именно здесь "жены женятся, а мужи выходят замуж" т.е официально разрешено многомужество.

Что бы попасть в Тибет, мы смогли добраться до Янгуна, столицы Мьянмы (бывшая Бирма), где вертолетом нас добросили до предгорий , в деревню Та-чилейк. - Дальше — «добирайтесь до тун как получится...»

Китайский этнограф Ли Чэн, согласившийся сопровождать нас в качестве переводчика, не скрывал скептицизма: люди тун спускаются с гор редко — раз-два в году. Но нам повезло. Неожиданно в деревне появились два пастуха тун — сухие, низкорослые мужчины. Приехали выменять корни женьшеня на рис — для свадьбы. За три мешка риса пастухи согласились взять нас с собой.

колладж пельмень
колладж пельмень

«Хуторок» племени Тун расположен на холме в центре долины. Один-единственный дом, пара сараев, из них торчат шесты с раскрашенными по случаю свадьбы ленточками. Встречать нас высыпало все семейство: общая супруга наших проводников Пат Тии, ее дочь Кон Маи, гости — две семьи, из которых Кон Маи сегодня берет себе сразу двух мужей. И куча детворы.

«А где же женихи?» — поинтересовались мы. Оказалось, что Пан и Мий, так их зовут, уже несколько дней соревнуются между собой за право назваться старшим мужем Кон Маи.

Сейчас они ушли в горы — добыть «свадебного» муфлона. Кто вернется с добычей первым, тот и победил. Мы поинтересовались, какие преимущества у «старшего» мужа перед «младшим». Оказалось, перед лицом жены — никаких. Звание просто приятно согревает мужское самолюбие...

Пат Тии соглашается рассказать нам о своем житье.

— Скажите, кто в доме главный? Ваши мужья утверждают, что у них нет даже паспортов...

— А зачем они им? Мужья кочуют по горным тропам и пасут скот. Я веду хозяйство, а мужья приходят и уходят...

— Как же так получилось, что женщина — глава семьи?

— Когда-то наши матери жили в предгорьях; мужчины тогда были главными. С востока пришли чужаки (китайцы и индийцы. — Прим, peg.), наши мужчины не смогли защитить свои дома. Пришлось уйти в горы. А в горах тяжело. Лишь немногие мужчины остались в мире живых, а женщин можно было пересчитать по пальцам... Мужчины стали воевать за женщин. Тогда матери сказали: «Мужчины, горы ваши, дом наш!) Так с тех пор и живем.

На улице раздаются радостные крики. Вернулся Пан. Вернулся первым, значит, победил в охоте. Он низко кланяется невесте и кладет к ее ногам муфлона. Через несколько часов возвращается Мий. На плечах муфлон. Увидев, что опоздал, меняется в лице...

Следующее соревнование — разделка барана. Под одобрительные крики и хлопки женихи одновременно взмахивают ножами... Зрелище малоприятное. И все же мы не можем не отметить ловкости, с которой орудуют добытчики. Пан заметно опережает Мия. Через двадцать минут его баран уже разложен на шкуре, как на схеме в мясном магазине. Мий трудится еще минут пять.

— Пат Тии, а сколько мужей бывает у ваших женщин?

— Трое. Двое вместе пасут коз, в горах в одиночку легко пропасть. А третий дома, при жене — как охранник, любовник, помощник.

Интересуемся у матери невесты:

— Бывают ли все три мужа дома одновременно?

Нет, всегда первый муж уходит на 9 месяцев пасти животину, а потом очередь уходить второго и так далее.

— Сколько же у вас детей?

— Осталось трое. Два сына 7 и 9 лет, еще один недавно ушел жить в мир духов. Моя надежда —девчуля Кон Маи, ей достанется все: этот дом и стадо...

— А вы знаете от кого эти дети?

Нет, все мои дети знают, что у них три отца. А что у вас в России по другому?

— Трудно выдавать сына замуж?

— Да, нелегко. До Пана и Мия наша дочь отвергла нескольких женихов: старые или коз мало. Да вот и я сам только в 37 лет су­мел прийти в семью Пат Тии.

Первую ночь молодые втроем проводят... в хлеву. Животных выгоняют, хлев устилают душистыми травами. После первой ночи Кон Маи во всеуслышание объявляет своим стар­шим мужем...

Мия! — Как же так? — спрашиваем мы мать невесты. — Ведь во всех соревнованиях победил Пан... — Выбирает старшего мужа жена. А Пан, чем бегать за бара­ном, лучше бы берег силы для ночи...

Радостного Мия уводят отцы делать кое-где рубчик. В том случае, если в семье с Кон Маи произойдет несчастье и мужчины, оставшиеся без жены, пойдут искать приюта в какой- нибудь семье, по рубчику на кое каком новая хозяйка всегда узнает, что претендент был уже мужем, и сумеет навести справки — хорошим ли.

Вопрос к матери невесты:

— Если все-таки мужья сошлись вместе, они не конфликту­ют между собой за право переночевать с вами?

— Нет, никогда. Я решаю, с кем и когда быть. Правда, бывает, как вчера, что сразу со всеми.

Тон — мой первый муж, он многое умеет, а Лин — самый мо­лоденький.

— Обделенный третий муж не обижается?

А на что ему обижаться? Кто обижается, тот идет жить на пастбище.

Праздник закончен.

А через месяц-другой к дому Кон Маи потянутся сваты: в но­вой семье есть еще вакантное место третьего мужа

Путешествовали наши пельмешки: ГРИГОРИЙ ЧЕКОТИН, ОЛЕГ ЛЕОНОВ