Найти тему
Анна Беляева

Джокер 2019: мнение историка

Кадр из фильма
Кадр из фильма

31 августа на Венецианском кинофестивале состоялась мировая премьера «Джокера». В России фильм вышел 3 октября. Постановщиком, сценаристом и одним из продюсеров фильма выступил известный по трилогии комедий «Мальчишник в Вегасе» кинорежиссёр Тодд Филлипс.

10 октября года на Ютуб-канале Дмитрия Гоблина Пучкова в рубрике «Синий Фил» военный историк Клим Жуков рассказал о своих впечатлениях о фильме.

Клим Жуков, военный историк
Клим Жуков, военный историк
Вместо Хита Леджера мы увидели совершенно иное прочтение этого антигероя причем на мой взгляд, прочтение даже глубже чем оно было в «Темном рыцаре».

По сюжету фильма США переживает глобальные экономические проблемы, а классовое расслоение общества достигло пика. Люди не доверяют власти, ненавидят богачей, на улицах разгул преступности. В этой связи историк охарактеризовал фильм как социальную драму.

Драма одного человека и то, что из этого может получиться, как некая метафора общественного страдания неправильного устройства общества показана очень здорово

«Это я или весь мир сошел с ума?» - вокруг этой фразы режиссер строит весь фильм.

Джокер – кино о перерождении. И эта трансформация – самая интересная линия фильма. Метафорично режиссер изобразил ее в виде лестницы:

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Каждый раз чтобы подняться к заботе о матери, к собственному опыту Артур должен с трудом подниматься по лестнице. Это сложно. Этот подъем — это то, что человек делает каждый день: встает на работу, принуждает себя к чему-то, таким образом через невероятные сложности он сохраняет себя в неизменном человечном виде. А вот обратно он спускаете с лестницы всего один раз уже будучи совершенно безумным клоуном, то есть показано как восходить раз за разом тяжело и как легко один раз деградировать, чтобы не вернуться обратно уже никогда.
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Новый фильм Тодда Филипса преподносит уже известную легенду с обратной стороны, где именно богачи Уэйны – враждебная элита, живущая за счет погрязшего в мусоре Готэма, а Джокер – кумир миллионов, напоказ казнивший представителей этой элиты.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Именно Уэйн и сам конкретно Бэтмен порождают Джокера, в новом фильме это показано в концентрированном виде

Город Готэм - это очень точная метафора современного общества с его взаимоотношениями между богатыми и бедными, между властью и народом, между владельцами капитала и наемными работниками.

Результатом такой модели взаимодействия является насилие, которое испытывают или испытают на себе все элементы такой системы, от которого не уйдёт никто, которое настигнет всех и каждого.