В конце 90-х начале 2000-х у многих разработчиков игр было стремление сделать их наиболее приближенными к реальности. Этому способствовала в частности всё более нарастающая мощность компьютеров, что позволяло применять в играх всё больше и больше разнообразных технологий, улучшалась графика, физическая модель.
Хардкорность ставилась во главу угла, в отличие от нынешнего времени, когда в играх стало больше зрелищности и "фана". В этот период навскидку могу вспомнить такие "реалистичные" игры (в первую очередь тактические шутеры), как Operation Flashpoint, S.W.A.T. 3 (позже S.W.A.T. 4), первую часть Tom Clancy’s Ghost Recon, собственно предыдущие игры серии Tom Clancy’s Rainbow Six, Hidden & Dangerous. Был расцвет симуляторов (тот же отечественный Ил 2 Штурмовик), выпускались проработанные и реалистичные стратегии (например серия "В тылу врага"). О многих играх перечисленных выше я постараюсь рассказать в следующих заметках. Как я отметил в заголовке, к сожалению, в современном мире разработчики не стремятся выпускать игры такого рода в угоду массовому потребителю.
Но это было небольшое отступление, в сегодняшней заметке речь пойдёт об одном из лучших, на мой взгляд, тактическом шутере - Tom Clancy’s Rainbow Six 3: Raven Shield. Эта игра вышла в марте 2003 года и представляла собой полноценный симулятор спецназа. Мы берём под командование международную антитеррористическую группу Rainbow Six (Радуга 6) и приступаем к выполнению опасных заданий по обезвреживанию преступников по всему миру. Просто взять пушку по-мощнее и стать лихим Рембо не получится. Единственная пуля мгновенно выведет Вас из строя. Погибните сами и потеряете свою группу. Тут-то и начинается самый "смак" для истинных ценителей жанра - ведь ключевой элемент этой игры это грамотное скурпулёзное планирование каждой операции.
В идеале - на подготовительные мероприятия уходит гораздо больше времени, чем на саму миссию. Вы смотрите рекомендации экспертов по тактике и экипировке, изучаете план местности. Выбираете оперативников, каждый из которых обладает биографией и набором скиллов, которые растут от задания к заданию.
Кстати, гибель персонажа неотвратима, если в ходе миссии он будет убит, его место займёт безымянный рекрут, так что лучше героями дорожить!
Каждому оперативнику Вы можете индивидуально подобрать броню, оружие, гранаты, спецсредства. Бойцов можно разделить на 3 тактические группы и использовать это при планировании. Например одновременно зайти в помещение с разных сторон или осуществить снайперское прикрытие. Вы можете возглавить одну из групп, при этом в бою вы можете всегда взять под свой контроль любого персонажа.
Есть возможность как скрытного продвижения с использованием бесшумного оружия, аккуратно приоткрывая и заглядывая за двери, так и быстрого продвижения с пулемётами наперевес, взрывая на своём пути все преграды. Высшем же пилотажем в этой игре было создать такой план, чтобы спецназовцы смогли выполнить миссию самостоятельно под управлением искусственного интеллекта без участия игрока! Такая функция была предусмотрена.
В игре также был мультиплеер со множеством оригинальных тактических решений. Как например - установить датчик сердцебиения и сбивать противника вооружённого соответствующим детектором с толку создавая имитацию присутствия в помещении.
В качестве заключения, вынужден отметить, что не припомню современных игр, где во главу угла ставился бы подобный геймплей. Одноклеточное прохождение и зрелищность правит бал. Или может я не прав. Напишите в комментариях своё мнение. Может вспомните подобные современные игры?