К сожалению, ненормативная лексика с каждым годом только усиливается в обществе и от неё трудно спрятать ребёнка, насколько бы сильным ни было это желание. А бывают случаи, когда один из членов семьи каждый день использует в общении мат. Тут уж никуда не деться, ребёнок будет знать эти слова и непременно попробует их использовать. Хорошо это или плохо, мнения расходятся. Вот, например, как учителя относятся к мату от учеников в школе (информация из соцсетей):
Стелла: “Раздражают нецензурные выражения. Всегда пресекаю их, но нет большого результата, к сожалению”.
Алексей: “К несчастью, тут мало, что можно сделать. Большинство современных детей матом не только говорят, но и думают. Так что я уже смирился и стараюсь не обращать на это внимание”.
Маргарита: “Зачем возмущаться, если всё происходящее в школе я тоже могу выразить только матом! Это часть русского языка!”
Ольга: “Боролась, но тщетно. Привыкнуть не получается. Почему-то всегда смущаюсь и теряюсь на время, когда слышу от ученика подобные слова...”
Наталья: “В образовательном учреждении выражаться подобным образом НЕДОПУСТИМО! И не надо тут приплетать русский язык! Подобное продвижение быдлокультуры уничтожает благородный облик нашей страны и потомков. Стыдно за коллег!”
Кто-то старается закрыть глаза на подобное поведение учеников, кто-то воспринимает происходящее спокойно, а кто-то продолжает бороться и искоренять нецензурные выражения из лексикона школьников. Разумеется, как бы не менялось общество, большинство всё равно посчитает нецензурные выражения невоспитанностью, неуважением к школе и педагогу и отсутствием норм элементарных приличий.
С этим нельзя переставать бороться. И начинать следует с дошкольного возраста. Да-да, уже в дошкольном возрасте из уст маленьких “ангелочков” выскальзывают ругательства. Воспитатель, заметивший в своей группе подобного ребёнка, должен незамедлительно среагировать. Дети в детском саду еще как-то воспринимают слова педагога, и на них можно повлиять воспитательной беседой.
Для начала нужно указать ребёнку, что он сказал запретное слово и его ни в коем случае нельзя говорить маленьким детям. Потом нужно поговорить наедине с родителями и выяснить, откуда ребёнок мог услышать подобное слово. Если он принёс его из дома, то нужно в мягкой форме попросить при ребёнке не говорить матом. При этом будет хорошо, если еще родители поговорят с ребёнком и подтвердят слова воспитателя, что так разговаривать некрасиво, будет неплохо, если они еще и объяснят, почему так говорить нельзя. Воспитательные беседы со стороны педагога и родителя в два раза лучше способны привести к положительному результату. Начало уже будет положено, и возможно ребёнок сделает правильные выводы из слов взрослых.
Кроме того, для увеличение словарного запаса ребёнка следует проводить соответствующие образовательные мероприятия: словесные игры, занятия, изучение стихов, чтение книг, пересказы рассказов и сказок.
Учителям начальных классов также подойдёт подобная стратегия воспитания учеников: в начальной школе можно заставить детей задуматься о последствиях плохих слов. Сказать им, что добрые и хорошие слова делают человека светлым, приятным в общении, к нему все тянутся и хотят с ним дружить. А грубые слова портят человека, отталкивают от себя, делают его черствым и жестоким. Пусть ребята подумают, какими они хотят быть, когда появляется желание сказать плохое слово.
Если же маты проскакивают в более старшем звене, педагогу можно прибегнуть к более строгой тактики. Представляем вашему вниманию методы борьбы с нецензурной лексикой со старшими учащимися, которыми делятся педагоги в интернете.
- Можно завести такое правило:тот, кто выскажется матом, отжимается 15 раз или неделю моет доску в конце каждого урока на каждом предмете. Подростки не любят физические нагрузки, и впредь они будут стараться не выражаться хотя бы при педагоге.
- В каких-то школах существует система штрафов за ненормативную лексику. Некоторые учителя заставляют ученика внести компенсацию за мат в определённую копилку класса, а потом в конце года на скопленные деньги можно купить что-то полезное для кабинета.
- Один педагог рассказал, что заставляет перечислить 10 цензурных синонимов к высказанному слову, если ученик не справляется, ему выставляется плохая оценка в журнал. Особенно упорные пишут эссе. Данная практика показала снижение нецензурных выражений в классе.
- Другой учитель установил правило: за каждый мат ученик рассказывает одно стихотворение в целях расширения словарного запаса.
- Но чаще всего учителя проводят классные часы на данную тему, на которых обсуждают историю происхождения бранных слов, их значения и приходят к выводу, что подобная лексика неуместна в обществе.
А как вы боретесь с нецензурной лексикой детей на работе? Пишите в комментариях, делитесь статьёй с коллегами и подписывайтесь на наш канал. Впереди много интересных статей.
P.S.
Для создания и проведения эффективных классных часов вам поможет курс “Классный час как одна из форм воспитательной работы”, которые успели оценить многие педагоги.
Рекламный материал