Найти тему
Nеон & бумага

"До свидания там, наверху" Леметра. Слабый лауреат Гонкуровской премии.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Сначала узнал, что есть такой фильм, и что он, вроде как, неплохой. Затем интерес вызвала книга. О сюжете коротко. Закончилась Первая мировая, Франция – страна победитель, а Эдуар и Альбер её выжившие сыны. У первого, правда, нет половины лица, разверзло взрывом снаряда, а второй бесконечно одинок и недалёк. Первый – из богатой семьи, второй – беден. Эдуар – талантливый художник, а его друг Альбер сносный бухгалтер. Так вышло, что их судьбы зацепились, стали проживаться, выдумали даже «великолепную аферу».

К слову, фильм я не видел, и во всём вина персоисточник. Не часто, но бывает, что экранизации выходит сильнее первоисточника. Хочется верить, что здесь так оно и вышло.

Ни одному слову в романе я не поверил, настолько всё картонно, шаблонно, фальшиво. Притом снимаю невидимую шляпу перед переводчиком Дарьей Мудролюбовой, потому что лишь её заслуга, что роман всё-таки домучен. Язык прекрасный, пусть и палит вхолостую.
В романе есть негодяй, который вроде как виновен в бедах героев, но не совсем. По сути, если задуматься, то лишь благодаря ему у героев вся их горе-афера выгорела. Негодяй сам себя наказывает, потом собственноручно скашивает с ног и в итоге закапывает. Скучно.
Герои вообще атас! Так и быть, оставим беднягу Эдуара в покое, у парня пол черепа как ветром сдуло, он только мычит и хохочет. Что же Альбер? Находит (СПОЙЛЕР!) любовь, скашивает деньжат и уходит в закат на берег моря (СЕРЬЁЗНО). Хотя герой ничтожный и нисколько не меняется к финалу!

Сюжетные повороты есть, но перед каждым вкопан даже не указатель, а билборд. Образность и метафоричность, символика – всё на среднем, потребительском уровне. И это вряд ли отрицает сам автор, ведь писал он для всех, однако взял и получил «Гонкура» в 2013 году.
Получился слабый, насквозь искусственный, но любимый автором роман (это ощущается), который для девочек может показаться тяжеловатым, а мальчикам не хватит жести. Это не микромир и не особая атмосфера, здесь нет ярких переживаний и страстной (да любой) любви. Нет ничего, кроме прекрасных слов несправедливого расстрелянного Жана Бланшара, которые дали название данной книге.