Найти тему
Аудиторррр

Что такое крипто-валюты?

Начнем с того, что попробуем ответить на вопросы: что такое деньги вообще и что такое деньги сейчас. На самом деле учёные и экономисты до сих продолжают споры в попытке найти единственно верные ответы, отчего у многих людей и возникает путаница в голове с той же криптовалютой. Жаркие дискуссии взывает даже вопрос происхождения денег, хотя, казалось бы, что может быть проще? Первый ответ, который приходит на ум: древние люди не могли не додуматься ввести некий универсальный удобный эквивалент чтобы с комфортом менять верблюдов, допустим, на оружие. Но истина лежит все же ближе к версии, что скорее всего, деньги возникли в качестве долгового обязательства.

Мы знаем, опять же благодаря археологическим открытиям, что многим работникам платили черепками, на которых были написаны числа – указание, сколько зерна начальник должен им будет выдать за работу. Зерно в указанном количестве может быть, еще и не было произведено, поэтому эти черепки по сути были долговой распиской начальника перед работником. Одновременно они стали первой формой денег: работники на эти черепки покупали друг у друга продукты. И со временем люди поверили, что эти условные единицы (черепки) имеют покупательную способность, и что можно работать за эти единицы. К слову, кредит происходит от латинского credere – веровать. Однако, чтобы схема работала, должна была появится сила – власть, которая гарантирует человеку что в урочное время ему выдадут положенную и принадлежащую ему часть урожая.

Проще говоря, именно государство сегодня гарантирует, что простая булка хлеба, необходимая вам, чтобы восполнить затраченную энергию, стоит в магазине 50 рублей, и что завтра она не будет стоить 25 000 рублей.

Деньги или валюта – это товар. При этом товар универсальный, т.е. востребованный всеми. Их нужно производить, затрачивая определенное количество труда. Деньги оборачиваются на рынке, их можно продавать и покупать, чем по сути, и занимаются банки, и что есть самый выгодный бизнес из всех, какие могут быть (если не считать производство денег). Да, прогресс деньги сильно видоизменил, чтобы было удобно ими пользоваться, превратив куски серебра в электронные нули и единицы на серверах, местоположение которых для нас с вами неизвестно.

Любопытным моментом в истории Европы была «революция цен». До 16 века такого явления как инфляция, т.е. обесценивание денег, не существовало. Точнее она была настолько мизерной, что её не замечали. Затем испанцы открыли Америку и повезли в Старый свет бесконечные конвои с золотом, наивно полагая, что с таким количеством золота, т.е. тогдашней валютой, они легко купят себе весь мир. Увы, не подкрепленное достаточным товарным производством, золото в Европе быстро обесценилось, и цены на товары улетели вверх, как ракета. В итоге аграрная Испания, со всем своим золотом, контролирующая половину планеты, бодалась 80 лет с маленькими, но промышленно развитыми Нидерландами и в итоге проиграла. И где-то в этот период, в 16-17 веке, европейцы стали задумываться, что деньги - это довольно сложная, но интересная штука, и вообще не важно, что они представляют собой физически, но важно, чем и как будет гарантирована их номинальная стоимость: то есть что вам в обмен на них выдадут честно заработанные тяжким трудом блага. Речь идет о так называемых фиатных деньгах (термин, между прочим, происходит аж из 19 века). Уже тогда люди фактически на законодательном уровне отвязали деньги от эквивалента в виде драгоценных металлов: быстрый рост экономики требовал и роста денежной массы. Окончательно и официально золотой стандарт похоронили в 1971 – 1973 годах.

Сегодня управление денежной массой - это, пожалуй, главный, если не единственный реально работающий инструмент воздействия на экономику отдельно взятого государства. И вполне логично, что власть в лице правительства страны, являясь тем самым гарантом напечатанного на банкноте наминала, желает сохранить монополию на производство денег. Утратив эту монополию, власть властью фактически быть перестанет. Именно это те, кто постарше, имели возможность наблюдать в России и странах СНГ в 1990-х годах, когда в расчётах простых граждан американский доллар использовался чуть ли не чаще, чем рубль. И кто реально управлял тогда Россией, все хорошо помнят.

Закономерным также является процесс усиления контроля государства за движением денег, благо с каждым годом это делать всё проще и проще. В Западных странах уже лет 20 – 30 назад вы не могли просто взять и принести в банк сумму 10 – 15 тысяч $. У вас их просто не приняли бы без подтверждения происхождения. Сегодня вы даже счёт банке не откроете в Европе без пачки макулатуры типа справки с места работы и выписки о доходах за последние N лет. Могут запросто в магазине отказаться принимать купюру в 500 или даже 200 евро. А в Китае в крупных городах даже пластиковые карты используются редко, в ходу только приложения в смартфоне. Следить за цифровыми деньгами для государства вообще не составляет каких-то проблем. Наличные деньги все больше вытесняются из оборота, хотя жители западных стран и сопротивляются данному процессу.

Претензия к фиатным деньгам, по сути, всего одна: они вам по факту не принадлежат, и государство может делать со своей валютой в ваших карманах что хочет. За примерами далеко ходить не надо, многие помнят крах СССР, Павловскую реформу, когда вдруг в январе 1991 запретили купюры по 50 и 100 рублей, таким образом грохнув у народа все сбережения под подушкой. Однако на самом деле государство, правящий класс, не заинтересованы в обнулении сбережений населения, и описанные выше меры – это уже финальная стадия разложения страны и её экономики.

Также государство не гарантирует сохранность наших с вами финансовых сбережений сверх определенной суммы в частных банках, и вообще особо не стремиться защищать граждан от мошенников, хакеров и т.п.

Однако больше всего заинтересованы в уходе от государственного контроля за денежными потоками, разумеется, различные структуры и личности занимающиеся серым, а чаще и откровенно криминальным бизнесом. Издержки по отмыванию денег постоянно растут и альтернативная система, анонимная, конечно, им очень кстати.

Создать деньги физически нет так-то и сложно. Все мы тоже помним или слышали про АО «МММ». Главная проблема в доверии, точнее в вере, что ты сможешь получить эквивалентный номиналу на банкноте объем благ. Ещё раз, у привычных нам денег гарантом выступает государство с армией, флотом, полицией, чиновниками, Центральным банком, ВВП, платежным балансом и даже запасами всего и вся на случай атомной зимы. В случае же с крипто-валютами на помощь, по идее, приходят современные технологии.

И тут мы переходим к пояснению основных терминов, связанных с крипто-валютой.

Децентрализованный публичный реестр - он же технология блокчейна. Блокчейн — это цепочка из блоков с записями транзакций, которые связаны между собой и защищаются с использованием криптографии. При этом каждый блок содержит свой собственный уникальный криптографический идентификатор, который указывает (связывает) его с предыдущим блоком цепи. После добавления в блокчейн, блоки уже невозможно изменить без потери данных о всей последующей цепи, что незамедлительно дает другим пользователям знать, что было совершено стороннее вмешательство в обход правил. Блокчейн гарантирует, что баланс на кошельке соответствует действительности, а новые транзакции проверяются с помощью данных в цепочке блоков для гарантии того, что каждая из них — настоящая и была произведена криптовалютой, которая реально принадлежит плательщику (или его кошельку).

Транзакции – это перевод средств между двумя цифровыми кошельками. Транзакция подается в публичный реестр и ожидает подтверждения. При выполнении транзакций кошельки используют зашифрованную электронную подпись, она обеспечивает математическое подтверждение того, что данная транзакция исходит от владельца кошелька. Процесс подтверждения занимает некоторое время, и технически им как раз и занимаются майнеры.

Пара слов про скорость транзакций, для сравнения:

Bitcoin: 3-7 транзакций в секунду;
Ethereum: 15-30 транзакций в секунду;
VISA: 24 тысячи транзакций в секунду;

Почувствуйте разницу. Черепашья скорость транзакций с использованием блокчейна - это один из основных недостатков технологии.

Майнинг - это процесс подтверждения транзакций и добавления их в публичный реестр. Чтобы добавить транзакцию в реестр, майнер должен решить вычислительную задачу (своего рода математическую головоломку), результат которой легко и быстро проверяется на стороне сервера. Решение подобных задач называется - Proof of work, доказательство работы. Причём сложность этих задач постоянно возрастает. Именно за эту работу майнеру выплачивается небольшая премия – новые монеты.

Proof of work - это вообще любопытная вещь. Изначально технологию придумали для защиты сети от подключения вредоносных участников, замышляющих, например, DoS-атаку или рассылку спама. Защита заключалась в том, чтобы сделать затраты на организацию такой нехорошей акции сопоставимыми с выгодой от неё, и, таким образом, сделать ее экономически бессмысленной. В случае с крипто-валютой, эта защита нужна, чтобы, условно, какой-нибудь школьник дома не хакнул всю систему и не насоздавал себе денег. Однако именно Proof of work наполняет монету реальной ценностью (делает её золотой) через затраты труда, начиная от добычи полезных ископаемых, из которых потом будет произведен сервер и его компоненты, и заканчивая производном электроэнергии, без которой это самый сервер - не более чем хлам. Без наполнения денежной системы физической ценностью, она работать не будет. Это - трудовая теория стоимости в действии.

Майнингом может заниматься каждый, программное обеспечение для этого открыто. Объем эмиссии, т.е. количество монет, известно заранее. Например, Биткоинов к 2033 году будет выпущен примерно 21 млн. шт.

На этапе запуска новой валюты крипто-монеты могут раздаваться совершенно бесплатно в результате т.н. эйрдропа (airdrop), то есть рекламной раздачи уже после того, как блокчейн был запущен. Другие предлагают покупать у них токены еще на стадии разработки, по цене существенно ниже запланированной после официального запуска проекта. Это называется ICO (Initial Coin Offering), первичное предложение монет, которое обычно служит главным источником финансирования разработки проекта. Какова реальная ценность таких монет, определить фактически невозможно. Обязательства тех, кто выпускает крипто-монеты, перед своими инвесторами весьма условны. Как в прошлом у АО «МММ».

Не погружаясь глубоко в технологии, попробуем рассмотреть крипто-валюты с точки зрения экономики. Для этого и была нужна теоретическая вводная. С точки зрения же техники будем считать, что крипта – это 100 % надежная и безопасная технология (хотя это и не так).

Первая проблема – определить, сколько стоит, например, Биткоин? Допустим вы фермер и производите молоко и сыр. Какую цену просить за свои продукты на рынке? Тысячи лет назад, когда появились деньги, всё было просто. А теперь? Стоимость (ценность) Биткоина равна тому самому Proof of work, труду, вложенному производство и обслуживание майнинговой фермы. Майнинговая ферма - продукт высоких технологий и длиннющих технологических цепочек, и взвесить, сколько это, например, пшеничной муки и серебра, невозможно.

Поэтому крипто-валюты существуют и измеряются относительно фиатных денег, наминал которых гарантируется государством. И зная курс Биткоина на бирже относительно рубля, который определяется спросом и предложением на Биткоин, например, булочник может оценить, по какой цене выставлять свою продукцию в магазине.

Таким образом, вторая проблема – в том, что в теории в рамках независимой децентрализованной денежной системы не будет никаких гарантий, что ваш труд получит адекватную оценку, а товары и услуги будут стоить адекватного количества Биткоинов. На что, конечно, сторонники крипты возразят, что свободный рынок сам уравновесит все цены – и на труд, и на товары. Увы, историческая практика показала, что свободная или так называемая идеальная конкуренция – это крайне редкое явление, в первую очередь потому, что участники рынка, компании и их клиенты не равны и не обладают в равной степени всей полнотой информации.

Третья проблема – в том, что вся эта децентрализация возможна только в теории. Исходя из того, что деньги — это товар, причём самый востребованный на рынке, самым выгодным бизнесом является производство денег и их продажа, т.е. выдача кредитов. Заметим, что в выдаче кредитов самое главное – это получить деньги назад. То есть те, кто будут выдавать кредиты в Биткоинах, очень быстро заведут свои онлайн и офлайн силовые структуры. И в целом майнинг, как вид деятельности, будет очень быстро укрупнятся и стремится к централизации. Опять же майнинговая ферма – объект физический, в неё можно ракетой запустить…

В крипто-мире это - так называемая «проблема пятидесяти одного процента» : тот, кто будет владеть 51% всех вычислительных мощностей, тот и будет управлять всей системой и производить все новые монеты, т.е. станет Центральным банком крипто-валюты, со всеми вытекающими для остальных участников последствиями. В лучшем случае на просторах денежной крипто-сети очень быстро возникнут новые государственные образования, ничем не лучше, чем есть сейчас. А скорее всего - гораздо хуже, если мы говорим о качестве жизни простых людей, которые будут в них жить.

«Проблема пятидесяти одного процента» - это как раз недостаток технологии Proof of work. Альтернативой Proof of work является Proof of stake – доказательство доли владения: зарабатывает себе новые монеты тот, у кого их больше всех. Проще говоря, у кого миллиард монет, у того накопления будут расти с бешеной скоростью без каких-то усилий и инвестиций в железо. А если у вас только 100, то пополнить свой кошелек вы сможете исключительно тяжким трудом в офлайне. Схема уродливая со всех точек зрения, и некоторые пытаются сделать гибрид Proof of work и Proof of stake.

Павел Дуров (как минимум, на словах) тоже пытается решить проблему – его крипту майнить будут только 1000 специально выбранных пользователей, имеющих соответствующее оборудование (не очень дорогое), причем эти пользователи будут меняться раз в месяц. Но это пока не более чем разговоры на старте проекта (неизвестно когда он будет), а потом правила можно и поменять.

Четвертая проблема состоит в том, что экономическая деятельность в рамках замкнутой денежной системы, такой как Биткоин, будет сопровождаться периодическими кризисами, причём довольно суровыми. То, что рыночной экономике для развития нужна постоянная эмиссия денег, все догадались давно, поэтому ещё в 19 веке фиатные деньги и начали отвязывать от золотого и любого другого стандартов. Повторимся, эмиссия, или производство новых денег — это основной и единственный способ борьбы с кризисами перепроизводства, которыми по сути и являются все экономические кризисы. Массовый вброс денег в системе Биткоина не предусмотрен. Или придется вернуться к идее Центрального банка Биткоина, но тогда о какой децентрализованной независимой системе вообще может идти речь?

Кстати, эмиссия валюты (денег) не обязательно приводит к высокой инфляции, как учит нас классическая экономическая теория. Высокая инфляция происходит только в условия паралича экономики, когда фактически слабо работает или вообще не работает производство. Или наоборот, производственные мощности забиты на 100%. Так что страшилка про то, что государство, если захочет, обесценит ваши деньги, несколько преувеличена. Не все так просто.

Пятая проблема - чтобы крипто-валюты стали массовыми, их должны начать принимать крупные корпорации, которые и производят, наверное, 90 - 95% товаров и услуг, которыми мы пользуемся каждый день. Только зачем это им? В чём практическая польза? Большой бизнес умеет считать свои риски, а доверяться непонятно кому – это не самая оптимальная с точки зрения минимизации рисков стратегия. А еще корпорации – это основные плательщики налогов и зарплат, т.е. они обеспечивают наличие платежеспособного спроса.

В заключение скажем и о проблеме того, что анонимность кошельков Биткоина - это миф. Сегодня компьютер, ноутбук или смартфон – это фактически наш отпечаток пальца в Сети. Пишут, что до 60% кошельков с Биткоинами могут быть легко связаны с реальными личностями, и при желании те же спецслужбы могут установить владельца любого кошелька.

Выводы

И как технология, и как общественные проекты, крипто-валюты, с моей точки зрения, не представляют никакой ценности. Ни для широких народных масс, как средство защитить себя и свои сбережения от непредсказуемого мира, ни для правящих элит, которые государства и возглавляют. Полноценная независимая от регуляторов валюта на базе крипты невозможна. Технология энергозатратна, при том, что каких-то дополнительных супервозможностей для организации системы платежей она не предлагает. Сам по себе блокчейн вполне может занять свое место в задачах, связанных, например, с передачей прав на различную собственность, или с обслуживанием сложной техники (например, производство и установка запчастей на самолеты).

Таким образом, удел крипты как валюты – сомнительные операции и сомнительные же проекты сомнительных личностей. Например, чтобы провести IPO, публичное размещение акций (Initial Public Offering), компании необходимо провести и опубликовать результаты внешнего аудита, напечатать и распространить проспект с описанием целей, задач проекта, провести технико-экономическое обоснование, открыть бухгалтерию и зарегистрировать эмиссию в госведомствах. Те, кто проводят ICO, такими вещами не заморачиваются, и не только по причине экономии денег на услугах аудиторов и юристов.

Угрожают ли крипто-валюты государствам? Чисто теоретически, если доверие к их валютам будет утрачено в результате каких-либо мощных экономических потрясений. Речь в первую очередь о двух мировых резервных валютах – долларе США и Евро, и об экономиках этих стран. Однако, такие события маловероятны. Скорее, та же экономическая мощь США будет медленно угасать, а статус резервной валюты в течении длительного времени перейдет, допустим, к китайскому юаню.

Полагаю, помимо очевидных угроз, государства обеспокоены ещё и тем, что обманутые вкладчики в крипту будут прибегать к ним требовать возмещений убытков, каких-то активных действий и так далее. Короче, лишняя головная боль. Хотя конечно, тех, кто принимают государственные решения, настораживает и та неопределенность, которую действительно может при определенных условиях создать легализация крипто-валют.

Итого, ожидания от крипто-валют сильно преувеличены. Строго говоря, пока это фантики, с которыми серьёзно иметь дело рекомендуется только тем, кто называется термином «квалифицированный инвестор». Простым гражданам лучше за ситуацией просо наблюдать, хотя когда любителей лёгкой наживы такие предупреждения останавливали?

На что рассчитывает Павел Дуров, что он нового придумал, и что получится у него в результате – будем посмотреть. Пока выход его Крипто-Граммов затягивается на неопределённый период