Еще один недобросовестный сегмент на рынке рекламы, это компании, предлагающие услугу по скликиванию конкурентов и защите заказчика от подобных случаев.
- Однажды мне позвонили с незнакомого номера, предложили за небольшую сумму помочь "разобраться" с конкурентами в Яндексе..
Немного истории
В погоне за прибылью хороши все средства. А особенно, когда на ваших глазах процветает бизнес конкурентов, некоторых рекламодателей берет особая зависть и тут уже не до шуток и моральных принципов. Уверен, что именно так и появился фрод (скликивание).
К сожалению, по моим наблюдениям, далеко не все представители бизнеса сосредоточены на качестве своего продукта, что могло бы их делать более сильным конкурентом. А вы бирают другие странные способы существования, в том числе и напакостить другим игрокам рынка.
Когда о Яндекс.Директ еще знали не многие, и мало было профессионалов, понимающих до конца, как он работает, фрод начинался с того, что конкуренты со своего компьютера, сидя в офисе каждый раз кликали по чужим объявлениям, когда они появлялись.
Позднее, многие из них узнали, что деньги списываются только за первый клик во время одной сессии, и начали просить своих коллег в этом нехитром занятии.
Со временем, еще больше людей узнало, что Яндекс предвидя данную ситуацию, реализовал в системе Яндекс.Директ "Антифрод". Благодаря которому, учитываются все недействительные клики, в том числе те подозрительные, которые совершаются во вред конкурентам. За все эти клики рекламодатель в последующем получал возврат денег, и как бонус, иногда, улучшенный CTR на Поиске (за счет первых "честных" кликов конкурентов). Проблема была практически решена.
Но жадность не дает покоя и порождает зло. Стали появляться автоматизированные системы скликивания, которые делали подмену IP и имитировали поведение пользователей. А сегодня, это уже бизнес-продукт, который продается на черном рынке и пользуется спросом. При этом сами рекламодатели порождают спрос (благодаря чему это дело процветает) и жалуются одновременно на Яндекс, что его Антифрод плохо работает.
Как с этим бороться
К сожалению, обычный человек не сможет в данном случае противостоять программе и бороться с этим не получится.
Единственное, что может сделать каждый из нас, это не заказывать такие услуги, если вам позвонили с предложением - уменьшится спрос, уменьшится и количество таких организаций.
Тем не менее есть несколько советов и того, что следует знать о фроде. Об этом я пишу ниже.
- Яндекс достаточно хорошо определяет недействительные клики
Это чистая правда. Система каждый раз совершенствуется, учитывая максимум уловок программ по фроду. Сейчас уже, на основе нейросетей. Качество ее работы доказывает количество замеченных недействительных кликов. Данную статистику вы можете увидеть в Мастере отчетов (пишется слева над отчетом серым шрифтом). У некоторых моих клиентов, значение недействительных кликов достигает 300-500 в день. За все клики, Яндекс возвращает деньги. - Яндекс может определить не все скликивания
Это очевидный факт, ведь заранее спрогнозировать, какой новый алгоритм скликивания придумает вредоносное ПО, никто не может. Но доля таких кликов, как правило, не большая. Это можно увидеть на аккаунтах с небольшим бюджетом. Посмотрев, какая конверсия по действительным переходам, как себя ведут эти пользователи на сайте "Вебвизор".
Тут не стоит винить Яндекс и сокрушаться, важно принять тот факт что скликивания есть, как данность. И отлаживать работу в режиме наличия фрода точно так же как и без него, с нацеливанием на KPI и подсчет ROI. - Вы можете пожаловаться в Яндекс на скликивания
Яндекс принимает такие жалобы и рассматривает в индивидуальном порядке. В случае если дополнительная проверка подтверждает наличие фрода, так же возвращаются деньги за этики клики.
Но не стоит писать в поддержку по каждому поводу, когда упала конверсия. В первую очередь, стоит убедиться что проблема не в чем-то другом (например, заработала неэффективная площадка или перестал открываться сайт). Ниже несколько признаков, что могут скликивать:
- вы заметили резкий рост кликов, при этом число показов, примерно, такое же или увеличилось, но не сильно;
- появилось много кликов с определенного сайта или с похожим поведением (например, у меня был случай когда сильно выросло число Целей в Метрике "Клик по e-mail");
- резко снизилась конверсия, при этом накануне никаких действий, способствующих этому не производили.
К сожалению, Яндекс больше не показывают полностью IP пользователей. Так как иногда это делают не программы, по-старинке, вручную. Но, иногда, эти хулиганы дарят подарок рекламодателям, заполняя еще и заявки на сайте. Получается что-то вроде DoS-атаки, чтобы засыпать отдел продаж фейковыми заявками и довести его до недееспособности. Как раз тот случай, когда оставили много номеров телефонов, но абоненты по ним не признаются что отправляли заявку. В этом случае, вы можете запросить IP тех, кто отправил заявку на сайте у вашего хостинг-центра. Затем добавить этот адрес в исключения для показа рекламы.
Если данный материал оказался полезным и интересным, буду рад вашей подписке и лайкам!
По вопросам сотрудничества пишите на почту about-ppc@yandex.ru