.
Мой любимый философский вопрос, не кто виноват, как у Герцена, или, ни что делать, как у Чернышевского, мой самый любимый вопрос, кто лучше, (как автор, философ, поэт), однако, бывает, так что и не спросишь, кто лучше. То есть, спросить то, спросишь, (вопрос, на самом деле, полезный), однако, ничего не скажешь, в пользу того, что кажется тебе лучшим, ни внятного, ни доказательного. Тогда, я допускаю оборот, звучащий так, что "в чем -то, лучше."К примеру, Гайдн , для меня, в чем -то , лучше Моцарта. Потому, что действительно, это так. Пишу , потому, что помню, как мне попался сборник его сонат, которые я начал играть. И после сборника сонат Гайдна, я ощутил такую, вдруг, задумчивость и отрешенность, какую не знал, при исполнении Моцарта. В чем же Гайдн, Моцарта, лучше? В глубине. Возможно, у Гайдна и нет такой моцартовской воздушной легкости, однако, во первых, у Гайдна, я бы сказал, больше пространственности. Во вторых, стихия Гайдна не воздушная, как у Моцарта, и не огненная как у Бетховена, его стихия, вода, и , я бы , даже, сказал, море, или, первозданная вода, как стихия, отразившая свет творения. Слышится у Гайдна, и природа, и лес. Однако, даже все леса, как и многие пейзажи у Гайдна - омывают какие- то , самые нездешние, далекие , набегающие волны. Поэтому, музыку Гайдна я люблю, больше музыки Моцарта.
Это странно, но музыка Гайдна, и вправду, не уступит Моцарту, а временами, и превзойдет его - и по красоте, и по глубине, не смотря на то, что моцартовской легкости и воздушности, у Гайдна, не найти. Отличаются два композитора и как личности, в проявлениях своей музыки . Если сравнивать их религиозные склады, у Моцарта, в его произведениях есть, скорее чистота ребенка , скорее доверчивость Господу, чем вера, даже в его Реквиеме, потому он так и светел . У Гайдна же есть, чистота праведника в музыке, как и во всем Бахе. А кроме этого, конечно, и свежесть, которая воспринимается , как дыхание природы. Что можно сказать о Гайдне, как о композиторе? Только про Гайдна, во всей немецкой музыке ( правда, в австрийско-венском варианте) можно сказать, что композитор - он светлый, правда, конечно я бы не сказал, что жизнерадостный, а скорее, первозданно- жизнеутверждающий . Отсюда, и энергия света в его симфониях, ораториях, или сонатах, которую редко встретишь у других композиторов.
Очень редко, когда свет у большого художника сочетается с глубиной.
Глубина обычно, темна. Странно, но именно у Гайдна и сочетаются и свет и глубина. Так только у Гайдна и получалось. А вся дальнейшая немецкая музыка - музыка, по немецки сумрачная, сочетающая большую сверхчеловеческую волю и почти ажурную психологическую красоту, (одного, только Вагнера можно привести в качестве примера, как завершителя и лучшего выразителя всего германского.) А Гайдн - не сумрачный, а скорее, солнечный. Гайдн отображал мир не в истории, не в стремлении к будущему , как Бетховен, не в женственно космичных стихиях, его пронизывающих, как Моцарт, не в становлении его героев, как Вагнер - Гайдн больше отображал мир - таким, каким он бы задуман, свыше.
Потому он и написал и ораторию Сотворение мира, и Времена года.
Какой композиторский склад являет Гайдн? Гайдн не пророк, как Бах , не философ -революционер, как Бетховен, и не романтический поэт- воздыхатель , как, скажем, Шуман. Гайдн, пантеист в музыке, хотя, и пантеист, (заметил бы) христианский. При этом, я люблю не только его симфоническую музыку, но и музыку сонатную. Например, слушая его Сонату e-moll ч.3 Гайдн порой, сразу начинает волновать, с первых же звуков. Разве Моцарт умел так , с первых же звуков, волновать? Моцарт начинает волновать лишь с середины, или после небольшого вступления. А вот Гайдн волнует сразу же, как только, Скарлатти, волнует. То же самое говоря и о сонате ми минор, (особенно, первой ее части.)
И полифонии у Гайдна больше, чем у Моцарта.
Часто я задумываюсь над вопросом, люблю ли я Моцарта? Честно говоря, люблю, больше, миф о нем, хотя, и считаю его значительной фигурой. Так же люблю, отдельные его сонаты - и концерты, но лишь в определенном исполнении, немного, искажающим его музыку, в сторону, скажем, Бетховена, Гайдна, или Баха, как это гениально, делала Юдина, кроме , может быть, одного исключения, как чистого Моцарта - в исполнении Марии Гринберг.
Я имею в виду 23 концерт Моцарта в исполнении Юдиной.
Хотя, как сказать. Чистый Моцарт – (как впрочем, и Гайдн) клавесинный, а не фортепьянный. Но он чистый по настроению, у Гринберг, (например, в 12 сонате, особенно в части адажио.) Словом, Моцарт это лишь повод любить или не любить тех, кто его исполняет. А Гайдн всегда хорош, если исполняют его хорошо. Так же хорош, как , всегда хорош , и Скарлатти.
Хотя, может быть, Мария Гринберг чуточку романтизировала его контрасты.
Но все равно, это чистый Моцарт, говоря о его фортепьянном варианте. И может быть, это как раз, редкий Моцарт - для любви. Мария Гринберг и исполнила Моцарта как Моцарта, которого можно полюбить, даже не его личность - а его музыку. А Юдина...а она очень одухотворила Моцарта , в 23 концерте, поставила его между Бахом и Гайдном.
Ее Моцарт глубок.
Хотя, в воздушном Моцарте не было никогда глубины. В нем была легкость, чары гармонии, женственность, и какая та, детская чистота, доставшаяся ему от поры его вундеркиндства, от которого Моцарт так и не смог повзрослеть, чем он , на самом деле, и трогает .Впрочем, нужно отметить, что Моцарт шел от Гайдна.
Чем Гайдн велик?
Тем, что Гайдн основоположник классической музыки. Именно Гайдн создал такой жанр, как симфония и струнный квартет, а также внес вклад в такой жанр, как соната для клавира. Иногда, правда, можно услышать такую точку зрения, что Гайдн создал сонату. Это конечно не совсем так. Сонаты уже писал и Скарлатти, ( который , не столько открыл этот жанр, сколько, его как музыкальный жанр суверенизировал, выделив его из жанра чисто церковной музыки, хотя, не уверен в том, что Скарлатти первый композитор, кто это сделал.)
Ибо, соната, как жанр, возникла в 16 веке, а приняла вид более, менее современный, в 17 веке.
Намного интереснее , и сложнее другой вопрос, можно ли Гайдна назвать классицистом? Здесь есть о чем порассуждать. Интересна, в качестве ответа, такая точка зрения, согласно которой, Гайдн , не столько следовал классицизму, сколько классицизм как жанр, создал. Почему? А потому, что, что такое классицизм, как направление в искусстве, особенно, в музыке?
Не такой и странный вопрос.
На самом деле, понятие классицизма в классической музыке, понятие весьма и весьма условное, о котором и сейчас, в кругах музыковедов , не смолкают споры. В чем состоит зыбкость этой категории? Композиторами классицизма принято называть Гайдна, Бетховена и Моцарта , что вызывает целый ряд вопросов, иногда, самых недоуменных, прежде всего, потому, что музыка развивалась иначе, чем скажем, литература.
Что можно назвать классицизмом в музыке?
Говоря о Бетховене, музыку Бетховена можно отнести, и к классицизму, и к раннему романтизму , смотря по периодам, и смотря кто, что в Бетховене бы выделил . Даже если говорить о самой первой сонате молодого двадцатидвухлетнего Бетховена, ( коснувшись лишь первой ее части Аллегро), с первого вступления до последнего аккорда уже читается весь Бетховен,
В том числе и Бетховен, самый зрелый.
Не случайно, эту сонату Бетховен посвятил Гайдну, своему учителю, который был весьма консервативен в своих вкусах, и строг к новаторским настроениям своего ученика, и потому Бетховен, зная это - в этой сонате строго классичен. Романтические и волнующие отголоски в ней лишь проскальзывают как дуновения нездешних модуляций.
Особенно во второй половине первой части Аллегро...
Говоря же о Моцарте, ни один другой композитор, как именно Моцарт - так не нарушал канонов классицизма. Однако, некоторый абсурд этого разговора состоит в том, что если, например, говорить о Гайдне, можно вообще запутаться , в этих понятиях, даже не смотря на некоторую , классичную консервативность музыки Гайдна.
Однако, и консервативность эта, обманчива.
Поскольку, Гайдн, как композитор, как раз начинался с "Бури и Натиска", направления, в музыке предромантического, или раннеромантического, не говоря о том, что Гайдн , во многом связанный с эпохой барокко, порой причудлив и контрастен, и даже нередко экзотичен в структуре своих произведений , и не так предсказуем, как например, Моцарт.
Что в связи с этим можно отметить?
Многие современные музыковеды полагают, что не классицизм предшествовал романтизму, в музыке, а наоборот, романтизм предшествовал классицизму, который условно говоря, создал, все -таки, Гайдн, в музыке которого, можно обнаружить, и Романтизм.
Может быть, в той мере, в какой романтизм, можно найти и у Баха.