Найти тему

Почему я не в восторге от новой фэнтези-серии Екатерины Соболь

Екатерину Соболь как автора я для себя открыла пару лет назад, когда начала выходить серия "Дарители" (более подробно о ней можно почитать здесь) - совершенно волшебное знакомство. Потом был подростковый детектив "Мудрец 05" - тоже довольно увлекательная штука, а потом - ожидание новой серии. Завышенные ожидания всегда всё портят, может, это тоже сыграло свою роль.

Новая серия "Анима" (на настоящий момент вышло 2 книги: "Золотой стриж" и "Серебряный ястреб") - о противостоянии золотых народов (поборников доброго волшебства, основанного на теплых чувствах) и ястребов (их магия опирается на обиду, гнев, печаль) с первых страниц начала подозрительно что-то напоминать. В первой книге "Золотой стриж" два героя - один добрый и беззаботный, уверенный в том, что он герой, другой - ястреб, у которого всё (ну, или почти всё) разложено по полочкам, борец до последнего. И, конечно, они враги и соперники, но потом начинают лучше понимать друг другу (Генри и Эдварду привет! Нельзя сказать, что характеры один в один, но что-то общее определенно есть).

Мир, где разворачиваются действия, вроде бы описан довольно живо и ярко, и карта есть, но остается ощущение какой-то мозаичности, искусственности, ну не вижу я его целиком, не представляю. Попытка привязать события к реальной истории, на мой взгляд, тоже здесь совсем ни к чему. Я вообще против смешения реальности с волшебными мирами, это крайне редко бывает успешно. Да и слишком уж четкое и сложившееся у нас представление о заре русской истории, поэтому не верится в такую трактовку древних событий. Говорят персонажи вполне современным языком - в "Дарителях", вымышленном сказочном королевстве, это при встрече не коробило, а здесь взгляд цепляет. Опять же, на станицах смешиваются славянские и неславянские имена - тут и Вячеслав, и Нола, и Нил, и Райлан. Остается ощущение полного винегрета.

Повторяются черты героев и сценарии их отношений, повторяются сюжетные ходы, повторяются мысли - к примеру, вот эта: "Нил вдруг почувствовал то, что отняла у него эта ледяная комната, выложенная волшебным ястребиным камнем. Он почувствовал себя мучительно живым". Нужно ловить волшебство момента, воспринимать каждый миг всеми органами чувств, чтобы чувствовать себя живым, - я полностью согласна с этой мыслью, но она повторяется на страницах двух книг столько раз, что уже начинает раздражать. Главный посыл истории тоже вытекает отсюда - нельзя воспринимать мир однобоко, выбирать только хорошее или только плохое, вся суть жизни в том, что в ней перемешано одно с другим, и мы будем сильнее, если позволим себе всю гамму эмоций. Это прекрасная, очень важная мысль, но преследующее ощущение вторичности самой истории не дает в полной мере оценить её.

В серии "Анима" мне не хватает ощущения просыпающегося вокруг волшебства, выверенности сюжетных линий, которые так радовали меня в "Дарителях". Да, написано всё хорошим русским языком (за это Екатерине моя отдельная благодарность), но одного этого недостаточно, чтобы покорить читателей.