Если вы находитесь на берегу Телецкого озера в Артыбаше, к примеру, на пирсе, то приметная гора напротив, высотой 1156 м, называется Кейтек. Кейтек с алтайского – «повреждённый, хромой» – гора действительно наклонена в одну сторону. Есть ещё одно название этой горы – Кебетек, что означает «лодка, перевёрнутая кверху дном». Гора своей формой напоминает перевернутую вверх дном лодку.
«…Алтайцы рассказывают, что в незапамятные времена не было в этом краю ни гор, ни лесов. Повсюду расстилалось огромное море-озеро. Пришел к озеру богатырь, шел он издалека, сильно проголодался. Видит, в озере рыба плещется – большая, богатырю под стать. Вырубил богатырь лодку, поплыл по озеру, поймал рыбу. Причалил к берегу, костер развел, рыбу съел. Тут дождь пошел, вытащил богатырь лодку на берег, опрокинул, под нее забрался и уснул. Долго спал богатырь. Тысячу раз земля дрожала, тысячу раз звезды менялись – спит богатырь! Со временем от озера маленький кусочек остался, вокруг горы выросли, лодка лесом покрылась – спит богатырь! До сих пор спит он под опрокинутой лодкой – ох, и хорошо на сытый желудок спится!»
Еще гору Кебетек называют обзорной, с нее хорошо видны окрестности северной части Телецкого озера, поселки Артыбаш и Иогач, исток Бии. Известна эта гора своими каменными россыпями. В окружении кебетекских каменных глыб причудливых форм реальными кажутся все действа и события, когда-то происходящие на берегах легендарного озера. Вот, именно туда – на курумник горы Кебэ, мы и направились в пасмурный июньский полдень 2017 года. Гида мы нашли самого лучшего и знающего – Нелли Геннадьевну Киронду.
По рассказам Нелли, изначально, на гору Кебетек туристы ходили именно с обзорной целью, но постепенно, присмотревшись к силуэтам огромных камней Кебетекского курумника, экскурсоводы изменили содержание экскурсии, сделав главными объектами осмотра - причудливые силуэты массивных глыб. Впервые, всех каменных персонажей, о которых пойдет речь в статье, «увидела», именно, Нелли. Сегодня «антропоморфные лики» считаются примечательными объектами и некими сакральными элементами местности. А таких антропоморфных и зооморфных ликов в Телецком поозерье Нелли знает много, отдельные уже широко «раскручены» и узнаваемы.
На нашей машине мы доехали до начала пешей тропы, ведущей на смотровую площадку горы Кебетек. Было облачно, влажно, временами накрапывал мелкий дождик, но это все нас не испугало. Мы с мужем переобулись в подходящую для прогулки обувь, экипировались и, взяв в руки по фотоаппарату, выдвинулись в путь, навстречу сказке. Сначала тропинка проходила по лесу, потом перешла на курумник. Вот и первый экспонат - «каменное кресло», оно находится справа от тропы, в самом начале восхождения. Далее, тропа причудливым образом следует по каменной глыбе, на которой нерукотворным способом созданы три полноценные ровные (как и положено под 90°) ступени. Следующая остановка у нас случилась у природного холодильника – огромного, кубической формы скалы-камня, носящего с недавних пор собственное, устоявшееся имя - «Холодильник». Нелли рассказывала, что его так прозвали по причине того, что в самом низу каменной скалы долгое послезимнее время сохраняется лед. Центральной фигурой среди каменных образов горы Кебетек является камень, схожий по очертаниям с головой местной молодой красавицы, устремившей свой взгляд на Телецко-Бийскую долину. Вот только, взгляд у нее какой-то грустный…
«В давние времена на нашем озере жила злая ведьма. Невзлюбила она мужчин, и превращала их в камни. Вот сколько их здесь на склоне горы Кебетек. Среди них есть четыре, весьма примечательных. Самый большой камень, а точнее - глыба, которую мы видели, следуя тропинке, называется «Старшим братом». Вторую каменную скалу прозвали «Холодильником». Третий камень, чудом держащийся на трех опорах, именуют «Маяком»; четвертый камень – «Танк». Эти камни отличаются от других валунов курумника своими размерами и причудливой формой. Легенда рассказывает, что ранее эти камни были братьями, сражавшимися за свою сестру, которую украла злая ведьма. Братья приняли неравный бой с магической силой и проиграли: ведьма превратила их в камни, как, впрочем, и их сестру, чьей молодостью она воспользовалась. Сестрица в своем каменном образе с грустью смотрит со склона горы Кебете на свое село, куда ей никогда не суждено вернуться. Правда, братья ее теперь уже вечно будут с ней рядом».
Нелли нам пояснила, что этот женский лик она вписывает в разные образы, все зависит от притязаний экскурсантов и от ее настроения. Старшему поколению она показывает «Зою Космодемьянскую» в алтайском варианте, молодым экскурсантам указываю на «Хозяйку горы», а нам решила преподнести его, как «Сестрицу».
Женский лик «Хозяйки горы» хорошо видится наблюдателям с северо-запада и несколько меняется в своих очертаниях относительно места осмотра. Есть место, с которого наблюдателю не только видится голова красавицы, но и шея, плечи, руки. Если уделить внимание этому образу, обойти и оглядеть его со всех сторон, то могут привидеться и другие персонажи этого каменного царства, да и выстроится целый сюжет или его линия. С противоположной стороны, этот же камень очень сходен с известным портретом Карла Маркса. Особенно похожесть наблюдается в очертаниях мощной бороды мыслителя. А если взять во внимание и соседний, «сидящий» слева от Маркса камень, весьма примечательной формы, то вот вам и семейный портрет: «Бабушка с Дедушкой».
«Давным-давно, когда не было этого прекрасного озера, а здесь была сплошная Чулышманская долина, по которой кочевали наши предки, в этой низине жили дедушка и бабушка. Они всю свою молодость проработали на богатого бая и состарились. Однажды, бай, объезжая свои владения, увидел, что дедушка «еле волочит ноги». Подошел он к нему и сказал: «Старик, ты уже не можешь служить в моем хозяйстве, забирай свою жену и уходи прочь с моих земель». Старик напомнил баю, что его он в свое время нянчил, на что бай «махнул рукой». Делать нечего, подошел старик к дому, взял за руку свою старуху и пошли они восвояси. Черный пес, который сидел на пороге дома, побежал за своими хозяевами. Долго ли коротко, шли старики, и вышли к тихой речушке, где увидев большой кедр, решили под ним соорудить небольшое жилище. Стали они дальше коротать свой век. На охоту дед уже не мог ходить, поэтому они опять опечалились. Пес, как будто внял их горю, убежал, а по возвращению принес старикам зайца. С тех пор пес стал кормить стриков. Он бегал на охоту, добывал малых птиц, зайцев и приносил старикам. Шло время, и пес вскоре состарился и не мог больше охотиться, а все лежал под кедром.
- О чем печалишься старый пес?- вдруг, слышит пес голос сверху. Он поднял голову и увидел серого воробышка, который интересовался его жизнью.
- Давай охотиться вместе, я буду тебе помогать – предложил псу воробей.
- Ты же маленький, наверное, и зайчишек боишься? - заметил пес.
- Не надо быть только сильным, можно стать еще и хитрым – ответил воробышек.
- Я буду залетать с другой стороны горы, пугать этих зайцев, они будут выбегать на поляну, а ты просто будешь их ловить – сказал воробышек.
Так они и охотились до поры, до времени. Однажды, по этим землям проезжал жадный бай. Он увидел, что собака несет зайца и без промедления выстрелил. Когда пес упал, пронзенный стрелой, к нему подлетел воробей и пообещал отомстить за его смерть. Прилетел воробей в стан богатого бая, сел его коню на голову и стал клевать. Конь забеспокоился, хозяин выбежал из аила и увидел, что воробей досаждает его любимому коню и, не раздумывая, выпустил стрелу. Конь упал замертво, а воробышек улетел, цел и невредим. На второй день воробей снова прилетел к его стану. В это время его жена была на улице, воробей сел на ее голову и начал клевать. Та же история повторилась и с женой, она упала мертвой. На третий день, прилетел воробей снова и сел на плечо хозяину. Бай рассвирепел, вынул нож из ножен, а в это время воробей перелетел ему на спину.
- Глупая птица ищет себе смерть – говорит бай. Размахнулся, ударил ножом себя в спину, а воробышек опять вспорхнул. Упал бай замертво, истекая черной кровью.
Воробей собрал все хозяйские стада и пригнал дедушке и бабушке. Старики разбогатели, сшили себе одежду, построили дом и пригласили серого воробышка жить к себе. С тех пор воробьи селятся рядом с людьми».
Интересно то, что ни в Иогаче, ни в Артыбаше уже как лет пять нет воробьев. А из Телецкого озера лет 8 назад «ушла рыба». Настойчивые рыбаки, конечно, ловят, но очень мало, да и стоит рыба дорого.
Мы, осмысливая все сказанное,поднялись вверх по курумнику, где чуть выше прошлого насиженного места, снова оглянулись назад.
- Вот вам и каменный «Дедушка» с добрыми глазами, носом, бородкой – сказала Нелли, указав рукой на приметный камень.
Рассматривая этот камень, мы увидели два лика, схожих с образом деда.
- А если бросить взгляд вверх, то вот вам и «Танк» - сказала Нелли.
Сегодня каменное тело танка расписано надписями, типа: «Здесь был Вася», а раньше, когда «Танк» был чистым, невероятным образом упавший ствол дерева, дополнял образ танка орудийным стволом.
Мы пробыли на склоне Кебетека довольно долго. Нам хотелось узнать все, то есть - «объять необъятное»! Пока мы лазали по камням, а потрогали руками, ногами и пятыми точками мы почти каждый камень курумника как на смотровой площадке, так и вдоль тропы, по которой поднимались и спускались, назойливый дождик, шедший с утра, давно прекратился. Возобновил он свою грустную песню заметно позднее, когда мы делились впечатлениями уже у машины. На обратном пути я снимала яркие, почти темно-розовые соцветия сосны сибирской или кедра; цветы седмичника европейского, кстати, реликтового растения; и листья манжетки, украшенные разного размера капельками воды; и ростки сосенок, причем, еще с скорлупой орешка на верхушке.
Если вы планируете отдых в северной оконечности Телецкого озера, то обязательно в свою программу впишите экскурсию к каменным ликам горы Кебетек. Подъем на гору подойдет людям активным и детям где-то от 7 лет.
Путешествия продолжаются… Фото Ольга Шадрина