Вот я и подошёл в своих воспоминаниях к «последнему лету детства».
В наше время так называлось лето перед десятым классом. Считалось, что это последнее беззаботное лето, дальше выход во взрослую жизнь. И, именно это лето запоминается ярче всего. Вот не знаю.
Видимо события происходившие в предыдущие пару лет и пару летних каникул, были настолько для меня яркими, что лето перед выпускным классом, кажется бедным на события и впечатления.
Началось оно с нуднейшей июньской практики на конвейере Ленинградского Механического Завода. Три недели с лишним, мы вносили хаос в работу конвейера и мешали людям выполнять план. Единственным бонусом этой работы, было то что мы выносили с завода разные болтики с гаечками и гроверные шайбы. Надо сказать, что последние воспоминания о этой практике, были выкинуты мной на помойку, лет пять назад при переезде из старой квартиры.:) Заработанные за практику менее пятидесяти рублей, были положены в кубышку до лучших времён.
После практики мы отметили окончание девятого класса, поплясав на дискотеке и распрощались до сентября. Чем я занимался в июле 1984 – совершенно не помню. Этот год, вообще у меня полустёрся в памяти.
Я точно помню. Что в составе парадной колонны клуба Юнга, принимал участие в пионерском параде на дворцовой площади. И помню, что это было весной или летом. Помню, что на тренировках по строевой – было жарко. Да и на дворцовой было жарко стоять. А мы, вроде, были ещё по форме одежды номер 3. Значит приказа о переходе на летнюю форму одежды ещё не было. Следовательно был май. Значит парад был посвящён Дню рождения Пионерской Организации? Но в интернете, никаких упоминаний про этот парад найти не могу. Видимо путаю, что-то. Хотя его даже показывали по телевизору, и друзья видели меня в колонне на дворцовой. Аааргх, память подводит. И шут с ним, нет информации в инете – значит не было. Увы, таковы реалии нашей современной жизни.
Всё, июль пропускаем. Не было в 1984 году июля месяца, был нудный июнь и сразу август.
В августе 1984 года в посёлке Кабардинка, открывалась первая очередь санатория/пионерского лагеря – Кировец. От, какая неожиданность, Кировского завода. Путёвки продавались достаточно свободно, даже не продавались а распространялись профкомом. Я, точно не помню в чём там было дело, но популярностью эти путёвки не пользовались. Привыкли, что пионерские лагеря в области и можно на родительский день приехать. Да ещё ходили слухи, что там половина ребят будут из подшефного заводу детского дома. Вот и боялись отпускать своих чадушек.
Таким образом предложили путёвку и моей маме. Я был уже по возрасту в пионерию не подходящий, но народ надо было добрать. Когда мне мама сказала – хочешь на море, на юг, на месяц, на самолёте туда и обратно - но пионером в лагерь? Я услышал только – на море, на самолёте. Всё! Какой парень, в 16 лет, откажется на месяц, свалить подальше от родителей, на море? Да ещё и на самолёте в оба конца. К стыду своему, на самолёте я к своим 16-ти годам не летал ни разу. И пропустить такое приключение? Да я себе не простил бы никогда.
Естественно я согласился. Раздраконил кубышку, наковырял оттуда около 70-ти рублей, спрятал в чемодане пять пачек сирийских сигарет и мой скафандр был готов к путешествиям.
Каких – то особых впечатлений от полёта у меня не осталось, может просто замылились за множеством других полетов. А так, обычный отъезд в областной пионерский лагерь. Только автобус очень большой и ехать(лететь) не пару часов а около четырёх/пяти. В аэропорту разбились по отрядам, сдали чемоданы, загрузились в автобус (тьфу, самолёт), расселись, познакомились с вожатыми и тронулись в путь(взлетели) затянув хором пионерские песни, типа – «у солдата выходной пуговицы в ряд». И так четыре часа с лишним…
Я не уверен на все сто процентов, но летели мы до Анапы, оттуда на автобусах непосредственно до лагеря. Общий путь занял часов семь, устали сильно. Прибыв в лагерь, почти ничего не увидев, было уже темно, нас развели по палатам, выдали сух пай и отправили спать.
Знакомиться с лагерем мы стали уже утром. Как я понял позже, это был знаковый долгострой. Который всё не могли сдать в эксплуатацию. Но сроки подходили – и пришлось. Доделан был основной четырёхэтажный корпус, столовая и часть хозяйственного. Территория была небольшая и тогда практически без зелени. Вся покрытая бетонными плитами и состоящая из сплошных ступенек. После огромных просторов лагерей в Ленобласти, это было несколько непривычно.
Вот на этой фотке, видна почти вся доступная нам тогда территория. Слева - жилой корпус, справа не влезла площадь линейки. И фонтанчиков питьевых не вижу
Но зато оборудован лагерь был очень хорошо. На каждом этаже корпуса, было по несколько цветных телевизоров, правда смотреть было особо нечего. :) Было несколько столов для настольного тенниса. Куча разных настольных игр и море.
Идти до моря было минут двадцать на собственный пляж лагеря/санатория. Меня, если честно, пляж разочаровал. Я привык к песчаным Балтийским пляжам, мягким и ласковым. И горячая галька Чёрного моря меня не впечатлила. Вот лежать спиной на тёплых камнях – было здорово. Но это запрещали, заставляли лежать на деревянных лежаках. Да и вообще выросши у воды, тяжело воспринимать все эти запреты и разрешения купаться не более 5-ти минут, по медицинским показаниям.
Самой большой неприятностью, оказалась проблема с водой. По всей территории лагеря, стояли питьевые фонтанчики. И била в них Геленджикская СЕРОВОДОРОДНАЯ минералка. Как я её возненавидел. Но в остальном лагерь был неплохой.
Первый день прошёл в общем знакомстве, попутно выяснилось, что страшные детдомовцы – это девчонки из тихвинского женского интерната. Я не знаю, может интернат был и смешанный, но на юга отправили только девчушек. Воспитателями в отрядах были ребята и девушки с Кировского завода а пионервожатыми несколько девчонок из какого-то педучилища. При этом их было мало, а отряды были большие, человек по сорок.
По возрасту я несколько выделялся из общей компании, как и ещё один парень из нашего отряда. День на третий меня с этим парнем, вызвали в администрацию лагеря. Нам поступило такое предложение: - Оформить официально нас не могут, но просят помочь. Нас назначают помощниками воспитателей на малышню, за это – мы получаем право свободного отбоя но обязанность раннего подъёма, получаем право свободно гулять по Кабардинке во время тихого часа и получаем вожатские комнаты.
Трудно было отказаться от таких условий. Мы оба согласились, как оказалось, чуть ранее подобное предложение сделали ещё одной барышне и она тоже занималась с совсем малышнёй. Меня же поставили на мальчиков четвёртого отряда. Я читал им книжки перед сном, следил за ними в процессе купания, сопровождал на еду. Играл с ними днём и отвечал на их «детские» вопросы.
Один раз на пляже произошёл такой случай. Контроль вышедших/вошедших в море детей осуществлялся по обуви. Вроде подобный сюжет потом, чуть не в Ералаше сняли. Но я видел это сам. Хотя если это был обычный способ учёта купавшихся в пионерских лагерях – произойти могло где угодно. Итак, группа детишек в тапочках строятся на берегу. Снимают тапочки и бегут купаться. По окончанию времени «водных процедур», по команде вожатого детишки выходят и встают в свои тапочки. Всё сразу понятно. Если лишних тапок нет – все на месте.
Вот рядом с моими пострелятами так и купалась стайка малышей, под командованием девчонки вожатой. По команде –«на берег» они вылетели на берег и встали в свои тапочки. Одни тапочки остались пустыми. Был переполох. Слав богу всё обошлось, девчушке надоело купаться, а поскольку вожатая с ними не занималась, ей стало скучно. Она вылезла из воды и пошла на лежаки соседнего отряда, болтать с подружками. Заболтавшись, команду - "на берег" – она пропустила. И спокойно расчёсывала волосы подруге, пока её искали в воде.
Никогда нельзя выпускать подопечных из виду в таких местах. Я, старался всегда играть с ребятами в воде, в мяч или ещё что. Чтобы на виду были постоянно.
Много сегодня текста получилось а написал ещё не всё. Продолжу завтра. Будет веселее. Расскажу о своей первой коммерческой удаче.
Дочитавшим, в качестве бонуса. Я знаю, что эта вещь вышла раньше. Но ассоциируется она у меня, почему-то, именно с тем летом. Смотрим.
Спасибо за внимание.
С уважением. Мизантроп.