Кондиционер в автомобиле уже давно не является роскошью. Он устанавливается даже в базовые комплектации практически всех автомобилей и стал вполне традиционным оборудованием. А ведь с момента его первого появления у массовых авто прошло не так много времени. Давайте поностальгируем и выясним, когда же появились автокондиционеры в СССР, который во времена своего рассвета, был если не впереди всей планеты, то во многих отраслях не отставал и был вполне конкурентоспособен.
Первые попытки инженеров охладить салон авто были просты и банальны. Вначале это были складываемые полностью или частями ветровое стекло, затем появились частично открываемые лобовые стекла и снимаемые окна дверей. Следующим этапом стало появление вентиляторов. Модернизация этого простейшего девайса и вылилось в создание кондиционера.
Первый кондиционер в серийных авто появился в 1939 году, его продемонстрировали на автосалоне в Чикаго. Первопроходцем стал Packard 12 Sedan. Большого фурора новинка не вызвала, поскольку была дорога (до трети стоимости авто), громоздка (съедала большую часть багажника) и не удобна в использовании (нужно было каждый раз устанавливать приводной ремень).
В СССР кондиционеры были уделом только правительственных авто. Существует версия, что толчком к их созданию послужил визит Хрущева в США, который во всем стремился догнать и перегнать запад. Пионером стала модификация ЗИЛ-111А, которого запустили в производство в 1959 году.
На автомобиль устанавливался кондиционер собственной разработки. Хотя, конечно, агрегат во многом был скопирован с западных моделей. Новый агрегат потребовал изменения задних стоек крыши (так как воздуховоды кондиционера проходили именно здесь), и съел часть багажного отделения, увеличив вес авто примерно на 150 кг. Зато каждый пассажир получил собственную «холодильную установку» с возможностью регулировки степени обдува.
Следующим авто, в котором имелся кондиционер, стал ЗИЛ-114, выпускавшийся с 1967 по 1978 год.
Пассажирские сиденья у этого авто были отделены перегородкой. Для водителя и пассажиров имелись независимые дефлекторы отопления/охлаждения/вентиляции, которые управлялись отдельными блоками управления, расположенными у водителя и пассажиров. То есть этот автомобиль можно назвать первым отечественным авто с раздельным микроклиматом.
Еще одним автомобилем, в который устанавливался кондиционер, стал ГАЗ-14 «Чайка» 1979 года выпуска.
В отличие от зиловских лимузинов, на чайке использовали японский кондиционер Nippon Denso. Блок кондиционера был довольно громоздок и располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья.
Инженеры, исходили из того, что прохлада в первую очередь необходима персонам сидящим сзади. Именно по этим же соображениям отдельных воздуховодов для водителя и переднего пассажира не предусматривалось.
В 1988 году, в рамках так называемой «борьбы с привилегиями» «Чайка» была снята с производства по личному указанию М. С. Горбачёва. Эстафету должна была подхватить перспективная Волга ГАЗ-3105, прототипы которой оснащались климатической установкой с кнопочным блоком управления от Lancia Thema. Но свои коррективы в судьбу Волги внёс распад СССР – автозаводу стало не до запуска этой модели.
Спасибо. что дочитали!
Ставьте "палец вверх" и подписывайтесь.
Еще о флангманских авто СССР можно почитать здесь.