Найти тему
Слова и музыка Матецкого

JETHRO TULL: К 40-ЛЕТИЮ АЛЬБОМА STORMWATCH

Какое волшебное сочетание звуков в этом названии – Джефро Талл! Ещё и дифтонг в произношении: вместо «ф» должно было быть нечто чуждое - с языком между зубами, - как-то ближе к «джесро», но и не с «с». Просто чудеса! Да и объяснение Севы Новгородцева насчёт «изобретателя рядной сеялки», думаю, не один я помню…

Пластинки JT вызывали странное ощущение: музыка казалась сложной, мудрёной – одна флейта с придыханиями чего стоила!, - но при этом и «забой» присутствовал (вспомните Locomotive Breath). И, конечно же, меланхоличное и гнусавое пение Яна Андерсона - не будем заморачиваться написанием типа Иэн, - в котором как будто были «зашиты» английские мрачноватые пейзажи с туманами над болотами – чистый эксклюзив… 

Прошли годы, потом десятилетия… И вот, наконец, на днях – через 40 лет после выхода оригинала, - можно купить расширенную версию альбома Stormwatch: финальную часть так называемой «трилогии фолк-рока». Оригинальный Stormwatch вышел в 1979-ом, трилогия включает в себя также альбомы Heavy Horses (1978) и Songs From The Wood (1977). 

Новое издание появилось в формате 4-х компакт-дисков с двумя DVD-дисками, наряду с превосходно изданной - и полной эксклюзивной информации, - книгой.

Двенадцатый по счёту, Stormwatch был последним, на котором играл классический состав Tull. И вот теперь тщательный новый ремикс Стивена Уилсона (Steven Wilson) вдыхает новую жизнь в эти старые песни, делая их современными, но не жертвуя при этом их оригинальным средневековым духом.

-2

Альбом кардинально не изменился, но, как мне кажется, был со знанием дела апгрейдирован - в первую очередь, за счёт второго диска, обязательного в таких случаях сборника раритетов. Он включает в себя широкий спектр песен, некоторые из которых появлялись лишь в качестве бонус-треков на различных переизданиях или даже были изданы впервые.

Оглядываясь назад, можно лишь удивляться, насколько плодовитой была группа в то – далёкое уже - время. И какая же это была роскошь - отсеивать и не включать в альбом полностью законченные произведения лишь потому, что они не вписывались в какие-то концептуальные установки. Вот трек-лист этого второго диска:

“Crossword”

“Dark Ages” (early version) [Previously Unreleased]

“Kelpie”

“Dun Ringill” (early version) [Previously Unreleased On CD]

“A Stitch In Time”

“A Single Man” [Previously Unreleased]

“Broadford Bazaar”

“King Henry’s Madrigal”

“Orion” (full version) [Previously Unreleased]

“Urban Apocalypse” [Previously Unreleased]

“The Lyricon Blues”

“Man Of God” [Previously Unreleased]

Rock Instrumental (unfinished master) [Previously Unreleased]

“Prelude To A Storm” [Previously Unreleased]

“Sweet Dream” (live)

Некоторые песни - такие как Kelpie, - были, судя по всему, жертвами временных ограничений звучания стороны винилового LP. Другие – такие как Dark Ages и Dun Ringill, - являются ранними студийными дублями известных уже версий. Особый интерес представляет трек Orion, звучащий здесь девять минут. 

Посмотрите видео-клип на песню Dun Ringill – здесь, на бескрайних просторах, хорошо ощущается талловский дух.

Третий и четвертый диски демонстрируют неизданное мартовское шоу 1980 года в Голландии, записанное во время концертного тура Stormwatch менее чем за месяц до распада этого состава. Шоу включает в себя как песни из альбома, так и другие треки. Это добротное шоу с новым басистом Дейвом Пеггом (ранее он играл в Fairport Convention), добавляющим свой стиль в песни. Он заменил предыдущего басиста Джона Глэскока, проблемы со здоровьем у которого стали очевидными - он не смог завершить тур по США, отыграв свой последний концерт 1 мая 1979 года в Сан-Антонио, штат Техас. Несмотря на серьёзный диагноз - повреждение сердечного клапана, - он продолжал вести разгульный образ жизни: пьянство, марихуана и дикие вечеринки были его обязательными атрибутами. Ян Андерсон сделал ему несколько предупреждений, прежде чем, наконец, не уволил во время записи Stormwatch. В результате певец сам записал большинство партий бас-гитары на альбоме – с партией баса Глэскока остались только три песни.. 

Вот гастрольный состав группы того периода:

Ian Anderson (vocals & flute), 

Martin Barre (guitar),  

 David Pegg (bass, manolin), 

 John Evan (keyboards),  

 David Palmer (saxophone, keyboards),   

 Barriemore Barlow (drums)

Во время последующего промо-тура - уже с Дэйвом Пеггом - пришла новость о смерти Глэскока. Его близкий друг, барабанщик Барримор Барлоу, был настолько подавлен этим известием, что покинул группу в конце тура. Марк Крэйни сменил Барлоу за барабанами.

Барлоу заплатил за похороны Джона Глэскока, так как тот умер, почти не оставив после себя сбережений. Дело в том, что оба они - и Глэскок, и Барлоу, - заключили «ужасный контракт» (именно так называл его Барлоу!) с Андерсоном: это было одной из причин ухода Барлоу из группы.

Ну а что же Jethro Tull? Ян Андерсон с новым составом последовал дальше…

К сожалению, я ни разу не видел живьём группу Jethro Tull. Сходить в Москве на сольные концерты Яна Андерсона у меня тоже как-то не получилось. Буду завидовать тем, кто видел их на сцене в 70-е, но это точно не жители нечерноземья…