Найти тему

История создании Советского танкетки - Т-23

Оглавление

История создании танкетки

Танкетка Т-23 во время испытаний, 1930 год.
Танкетка Т-23 во время испытаний, 1930 год.

Пока шли испытания опытного образца Т-17 стало очевидным, что экипаж состоящий только из одного танкиста является недостаточным. Поэтому, в середине 1930 года, учитывая уже накопленный опыт работы над Т-17 и опыт по создании танков, по заданию штаба РККА, инженерами КБ ОАТ были разработаны две проекты двухместных танкеток - Т-22 и Т-23 - классифицировавшихся как "большая танкетка сопровождения". На этих танков использовалась модифицированная ходовая часть и фактически одинаковые корпуса, основные различия состояло в следующем: на Т-22 планировалось установить оригинальный 4-цилиндровый двигатель и экипаж располагался “гуськом”, а на Т-23 должен был стоять двигатель от танка Т-20 и продольным размещением танкистов. Как и следовало ожидать, был выбран второй вариант, поскольку его компоновка оказалась более оптимальной, а постройка более простой. В результате военными было заказано два опытных образца танкетки, причем одновременно прорабатывалась модификация оснащенная башней с круговым вращением.

Корпус танка

Танкетка Т-23, вид с боку.
Танкетка Т-23, вид с боку.

Во время создании опытного образца, были постоянные доработки и изменении корпуса, и из-за этого танк был измёнен кардинально.Форма корпуса стал чуть ниже и длиннее на 300 мм. Корпус был клёпанным.

Двигатель

Чертёж танкетки
Чертёж танкетки

Двигатель танкетки Т-23 должен был быть дешёвым и простым, поэтому в двигатель взяли от другого танка Т-20, но во время постройки опытного образца, двигатель взяли от другого танка - МС-1, мощность которого было в 40 л.с. который заимствовали от танка Т-18. Тоесть, двигатель Т-23 должен был стоять от двигателя МС-1, который заимствовал от Т-18.

Ходовая часть танкетки

Чертёж танкетки с башней
Чертёж танкетки с башней

Во время создании опытного образца танкетки, ходовая часть, как и корпус танка, также претерпела изменения. Из-за сильного выноса вперед направляющего колеса пришлось дополнительно ввести независимый опорный каток. От экспериментов с резиновыми гусеницами на этот раз отказались, установив на Т-23 обычную стальную, но облегченной конструкции.

Испытания танка

Осенью 1930 года, прошли испытания танкетки Т-23 (Двигатель которого был заимствованным от танка Т-19). К сожалению, желаемых результатов от этого танкетки не были успешными. Если по подвижности они ещё могли соперничать с более ранним Т-17, то по скорости в выдвинутые требования танкетки не укладывались. Однако, самым болезненным оказался вопрос цены танкетки. Обычный вариант Т-23 имел оценочную стоимость порядка 50000 рублей, а её башенный вариант без вооружения – 59000 рублей.

Дальнейшая судьба танкетки

Из-за плохих результатов и из-за болезненной цены, о серийной выпуски Т-23 могли навсегда забыть, но все усилия сосредоточили на выпуске танкеток Т-27.