Продолжение серии статей про истребитель Як-9
Як-9 - Универсальный солдат Часть 1 - рождение
Як-9 - Универсальный солдат. Часть 2 - буква "Т"
Як-9 - Универсальный солдат. Часть 3 - буква "Д"
Як-9 - Универсальный солдат. Часть 4 - "ДД"
Говорят, что есть время разбрасывать камни - и есть время их собирать.
Ко второй половине 1943 года на советско-германском фронте для ВВС, пожалуй, впервые сложилась ситуация когда можно было... выдохнуть. Нет, не расслабиться - но по крайней мере перейти от бешенной цейтнотной гонки, начавшейся, пожалуй, еще в 1939 году - когда во весь рост стала очевидная проблема отставания советских истребителей - к более или менее планомерной работе.
К 1943 году наконец-то удалось в целом догнать, а кое в чем и обойти, немецкие истребители по ЛТХ. Ла-5ФН, появившийся в первой половине 1943 года, имел поначалу некоторые проблемы, но при этом был первым советским истребителем, явно превосходящим самолеты противника, а Як-1Б, Як-7Б ПФ, Як-9, а затем и Як-9Д уже как минимум не уступали мессерам на тех высотах, на которых велись бои на восточном фронте.
Особенно к месту оказался тот факт, что хорошо себя показывали универсальные, многофункциональные Як-9. Однако вдруг выяснилось что вот как раз с универсальностью-то и возникли проблемы.
Поначалу Як-9 вообще делались по типу Як-7Б, на первых "девятках" даже оставался пол второй кабины. Затем его, естественно, демонтировали, но и сами Як-9 - как мы говорили, обсуждая Як-9Д - продержались в серии недолго, было выпущено буквально несколько сотен обычных Як-9 - и началось производство самого Як-9Д, с новым крылом и увеличенным запасом топлива. Фюзеляж у Як-9Д остался прежним.
Почти одновременно возникла необходимость усилить вооружение Як-9 - ведь в 1943 году немцы еще использовали бомбардировщики, массировано - а против них куда более серьезным аргументом, чем 20-мм пушка ШВАК, были 37-мм снаряды вылетавшие из ствола НС-37 - которая была установлена на тот же самый изначальный Як-9, который превратился в Як-9Т.
При этом для установки мощной и тяжелой НС-37 пришлось переделывать фюзеляж Як-9, а вот крыло осталось старым, с двумя баками.
В итоге к середине 1943 года вдруг получилось что "универсальность" Як-9 как-то стала не очень универсальной. Фактически под почти одним и тем же названием выпускаются разные истребители, с разным крылом, фюзеляжем - и очень близкими летно-технические характеристики.
И это не считая того что вовсю производятся и легкие Як-1Б, и предшественник Як-9 - Як-7Б ПФ, которых, кстати, в 1943 году было сделано больше чем Як-9 всех вариантов - и не в последнюю очередь из-за того что Як-7Б ПФ были отлично отработаны и освоены в производстве.
В общем, нужно было наводить порядок - собрать все направления развития Яка в одной универсальной, легко адаптируемой под разные требования по дальности, мощности вооружения, машине.
К тому же некоторое снижение напряженности боев к концу 1943 года появилась возможность доработать машину под требования пилотов, сделать ее более удобной. А заодно - и к требованиям ВВС, которые планировали и дальше продолжать наступательные операции, которые вызывали необходимость увеличения не только дальности полета истребителей, но и установку оборудования, позволявшего более эффективно летать на такие расстояния, а также поддерживать радиосвязь.
Все это и привело к появлению очередного варианта универсального Яка - Як-9М.
Собственно, какие-то шаги в этом направлении уже делались ранее. Так, крыло Як-9Д с большими бензобаками изначально было универсальным и без больших проблем ставилось на любой вариант Як-9. А к осени 1943 года появился вариант Як-9ТК, имевший 37-мм пушку - но доработанный таким образом, чтобы при необходимости в его фюзеляж можно было устанавливать любой тип вооружения, то есть фактически любые авиационные пушки калибром от 20 мм до 45мм, для чего нужно было только поменять комплект креплений.
Следующий шаг просто напрашивался - надо совместить универсальный фюзеляж Як-9ТК с универсальным крылом дальнего Як-9Д. Собственно, так и получился универсальный трудяга - Як-9М - "модифицированный".
Основой машины стал универсальный фюзеляж по типу Як-9ТК. Главной особенностью Яков с 37-мм пушкой было то, что кабина была сдвинута назад на 400мм, чтобы большая, точнее ОЧЕНЬ большая пушка просто поместилась в маленький самолет. Теперь такой фюзеляж со сдвинутой назад кабиной стала единым, типовым для всех Яков. Это, кстати, улучшило и противокапотажные свойства самолета на земле, и отзывчивость яка в воздухе, что отмечали еще при испытаниях Як-9Т. Немного ухудшился обзор вперед, но критичной проблемой это не стало.
В итоге была создана единая модель - в которую, при желании, можно было устанавливать 2 бака или 4 бака, любую пушку - на выбор, от 20-мм ШВАК до мощнейшей НС-45 со снарядом, весившим более килограмма.
Однако ничуть не менее значимая составляющая модернизации Як-9М состояла в том, что вспоминают не всегда - его всерьез доработали, довели до ума, устраняя выявленные недостатки. У Як-9М усилили обшивку крыла и площадь склейки фанерной обшивки с металлическим каркасом. Проблему отстающей обшивки это полностью не решило, но ситуацию сильно улучшило.
Как обязательное оборудование стандартизировали аварийный сброс фонаря кабины - то есть ставили-то его и раньше, но именно на Як-9М этот механизм стал стандартным и обязательным.
Установили автомат управления температурой АРТ-41, вывели кнопку включения передатчика рации на РУД, доработали систему перезарядки - в общем, все что было выявлено длительной фронтовой эксплуатацией Яков было приведено в порядок, доработано и стандартизировано.
А как он летал?
При этом особенно интересно то, что с ЛТХ обновленного Яка совершенно ничего не понятно.
С одной стороны, он радикально не отличался от обычных Як-9Д (кстати, самолеты с названием Як-9Д так и продолжали выпускаться аж до 1946 года.
... модификация была произведена непосредственно на заводе N153, выпускавшем Як-9Д и Як-9Т. Наименование Як-9М присваивалось всем самолетам Як-9, начиная с N25-01, т.е. с первой машины 25-ой серии.
А.Т Степанец, "Истребители Як"
Однако на других заводах самолеты так и продолжали выпускаться под названием Як-9Д до самого конца выпуска - аж до июня 1946 года. Причем смотришь на этот Як-9Д - и отлично видно сдвинутую назад кабину, наклоненную вперед мачту антенны - то есть как раз то, что отличало Як-9М.
Более того, если посмотреть на Як-9ДД "дальнего действия" - которые официально представляли собой Як-9Д с установленными дополнительными баками, видно... правильно, все те же самые отличительные особенности, и главное - однозначно описывается что на Як-9ДД установлено оборудование, характерное для Як-9М.
Видимо, как это было принято среди семейства истребителей Як, все модернизации характерные для Як-9М, без шума и пыли, то есть без переименования, на других заводах аккуратно переносились и на остальные варианты Як-9.
Общее число построенных самолетов составило 4239 экземпляров. В строевых частях, да и во многих официальных документах тех лет, Як-9М, подобно Як-9Д, чаще называли просто Як-9. По своим летным и пилотажным характеристикам Як-9М вначале почти не отличался от Як-9Д
В итоге можно говорить о том, что ЛТХ Як-9М в принципе были примерно равными остальным Якам - с поправками на то, что семейство постепенно развивалось и характеристики постоянно росли.
Скорость Як-9М с двигателем М-105ПФ была на уровне 530-535 км в час у земли, 595 - 600 км в час на второй границе высотности - примерно 3900-3950 метров.
Учитывая наличие 4-х бензобаков,все сказанное про Як-9Д полностью соответствует и тому, как вл себя Як-9. С полными баками машина становилась тяжелой, инертной, теряла скорость - но по мере выработки горючего становилась точно такой же, как и обычные Як-9, без букв. Разница могла быть весьма существенной - так, Як-9Д с полной заправкой выполнял вираж на высоте 1000 метров за 19-20 секунд, а эта же машина после выработки половины топлива скидывала 1,5-2 секунды.
Постепенно Як-9М - или машины по типу Як-9М, стали основным истребителем ВВС - вытеснив более ранние варианты. Кроме того, именно на этих Яках шли дальнейшие испытания и создавались новые экспериментальные машины - кое-что из которых могло пойти в большую серию.
На Як-9М испытывались новые варианты вооружения - именно так появился Як-9С. Сама по себе буква С не означала ровным счетом ничего. А вот появление на нем трехпушечного вооружения, в состав которого входили новые мотор-пушка НС-23 и две синхронные 20-мм пушки Б-20, стали началом перевооружения всех Яков на пушки - заслуженный 12,7мм пулемет Березина УБ постепенно уходил на покой.
Однако время шло - и нужно было увеличивать ЛТХ Як-9М. К октябрю 1944 года на них начали устанавливать двигатели М-105ПФ2, которые до того ставились только на Як-3. Прибавка примерно 100-150 л.с. очень здорово сказалась на ЛТХ Як-9М - а вот как именно совершенно непонятно. То есть нет почти никакой информации. Что-то высчитать можно только по аналогии.
Так, на прототипе истребителя Як-1М "Дублер" повышение наддува на второй ступени нагнетателя привело к росту скорости около 20 км в час.
Ближе к Як-9М другой истребитель - Як-9У ВК-105ПФ2. Эта машина после установки мощного двигателя прибавила примерно 25 км в час - но при этом была и серьезно изменена аэродинамически.
В целом можно говорить о том, что Як-9М после установки двигателя ВК-105ПФ2 прибавил не менее 10-15 км в час, и его скорость у земли была на уровне 540-550 км в час. Более чем солидный результат для массового истребителя - больше чем у любого из Bf-109G, если, конечно, они не используют водно-метанольный форсаж двигателя.
Однако если "мессер" имел возможность включить форсаж - то уверенно отрывался от Як-9М. И неудивительно - ведь по большому счету в начале 1944 года Як-9М только собрал в единое целое достижения Як-9Д и Як-9Т из прошлого, 1943 года. Дальнейший рост характеристик должны были обеспечить новые версии Як-9 - с новыми, более мощными двигателями. А вот с ними у Яков все было очень неважно - вот об этом и поговорим в следующий раз. И, возможно, не один раз, и для начала разговора придется нам возвращаться даже не в 1943, а в 1941 год - когда впервые появились упоминания о двигателе М-106
Подписывайтесь. Будет интересно.