В Выборгском районе Ленинградской области в городе Приморск на берегу Финского залива вырубают лес под строительство портового терминала для перегрузки угля, минеральных удобрений и других грузов. Об этом FlashNord сообщил активист Сергей Малижонок.
В феврале 2019 года в Сочи губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и руководство одной из компаний подписали соглашение о строительстве порта в Приморске. Вскоре Дрозденко письменно попросил президента России Владимира Путина ускорить строительство подъездных путей к будущему порту. Вопрос был решен положительно, уже в апреле на берегу залива началась сплошная рубка леса.
Согласно презентации проекта, грузооборот комплекса будет доходить до 70 млн тонн в год – это почти 20% всего оборота российских портов в Балтийском бассейне. Для этого на территории почти в 800 га собираются установить шесть терминалов для разных грузов – от угля до зерна. Чем недовольны местные жители, зачем там строят порт и что происходит сейчас – в материале FlashNord.
Приморск находится на северном побережье Финского залива, у основания полуострова Киперорт, который признан заказником. Рядом расположены Большой и Малый Березовые острова и Западный архипелаг, который также полностью считается заказником. Побережье Приморска в обе стороны представляет собой прибрежную зону, покрытую реликтовой растительностью: сосновые боры, чистые песчаные дюны, песчаные пляжи, валунные гряды. Побережье пользуется спросом для отдыха у петербуржцев, москвичей, и вообще туда приезжают из разных точек.
Это Балтика – когда хорошая и теплая погода, можно не ехать на море, можно вполне отдохнуть здесь, – говорит активист Сергей Малижонок.
По его словам, так исторически сложилось, что у финнов Приморск всегда был городом-портом. Там были пристани для пограничных военных кораблей и научной деятельности. Разговоры о строительстве портов, говорят местные жители, пошли в начале 2000-х годов. Вскоре появились два порта: «Транснефть – Порт Приморск» и Морской торговый порт «Приморск».
На протяжении всего строительства дороги были разбиты, экология нарушена, но тем не менее, это все было в локальных масштабах – между Приморском и поселком Ермилово, – вспоминает местный житель.
В начале года стало известно о строительстве еще одного большого порта, неподалеку от «Транснефть – Порт Приморск». Известно, что там появится так называемый Приморский УПК (Приморский универсально-погрузочный комплекс). Именно с его владельцами Дрозденко подписал соглашение.
По планам, строительство будет проходить в шесть этапов. Сейчас речь идет о строительстве первой очереди, которая находится в непосредственной близости к населенному пункту Ермилово. Участок леса арендует ООО «Приморский УПК», оно получило от правительства Ленобласти в аренду сроком на 49 лет прибрежный участок площадью 265 га с целью строительства линейных объектов.
Но линейные объекты – это линии электропередачи, дороги, подъездные пути, соответственно, сама вырубка должна выглядеть как определенный объем леса. А проведено полное его уничтожение. Там даже мелкой растительности не осталось. По фауне вопрос вообще критичный. В месте строительства порта находили мертвых тюленей, кольчатых нерп, – сказал активист.
В данное время, рассказывает Малижонок, уничтожена санитарная зона между портами и населенным пунктом, люди жалуются на постоянный запах и шум. планируемый порт практически вплотную прилегает к некоторым отдельно стоящим зданиям.
Местные градозащитники подчеркивают, что вырубка началась без проведения общественных слушаний. Защитники леса сообщают, что обращались в комитеты с вопросами, почему общественные слушания на предмет строительства порта не состоялись до вырубки, и насколько она вообще законна. Ответов не получили.
В конце концов, общественные слушания все же состоялись, но уже после вырубки деревьев. Сергей предполагает, что вероятно государству «на самом деле нужен этот» порт, потому что остальные два – другой специфики.
У этого будут 6 терминалов. Мы опасаемся, что громадное количество вырубленного леса под первый терминал – это только первый шаг. Дальше они пойдут двигаться на восток, к Петербургу, и будут реализовывать то черное пятно, которое мы уже можем увидеть на картах.
По его словам, вырубки на территории остановились, но когда уже все там было вырублено. И никто не знает, куда уходят срубленные деревья.
Все, что мы видели, – что их забирают сотни машин без номеров, либо с завешенными номерами, – уточнил Малижонок.
Кроме того, как утверждают активисты движения против строительства порта, при вывозе леса возникают путаницы в документах. Общественный эколог Сергей Грибалев записал видео, как машины вывозят лес, который по документам числится как баланс.
Местные жители, ко всему прочему, бьют тревогу не только из-за деревьев, но и из-за уничтожения памятных мест. Они отмечают, что недалеко от будущего порта находится место смерти финского просветителя Микаэля Агрикола, там стоит его памятник, к которому финны часто приезжают. Агрикол принес скандинавским народам письменность. Помимо этого, на территории, которая сейчас подлежит выемке, находятся два объекта культурного наследия – комплексы военных построек, а также различные усадьбы.
Сергей отмечает, что в Ленобласти мноджество портов, а ситуация с экспортом угля вообще сложная.
Большая портовая стена в Большом бору, громадный порт Усть-Луга, порт Бронка. Все в Петербурге. Неужели этих мощностей мало? Мы проводили исследование. Выяснили, что европейский спрос на уголь падает. Многие порты недозагружены. В Высоцке порт чуть было не оказался вообще без работы. Я не спец, может, этот порт и нужен, но в таких территориях строить – это просто кощунство, – сказал активист.
Он добавил, что проблема мало освещена в СМИ, но масштабы ее весьма велики.
Мы, активисты, сравниваем эту проблему с тем, что происходит сейчас на Шиесе, – говорит Малижонок.
Противники реализации проекта намерены посетить заседание общественного экологического совета при губернаторе Ленобласти Александре Дрозденко, которое запланировано на первую декаду ноября. Они хотят лично рассказать главе 47-го региона о своих опасениях, связанных с планируемым строительством нового угольного портового терминала под Приморском.редоставлено активистами движения «Против строительства порта в Приморске»
Источник: FlashNord