Найти тему
Духовные зерна

Можно ли достигнуть христианского совершенства в земной жизни?

Чтобы вы пребыли совершенны… (Кол. 4, 12)

Совершенство. Святое и возвышенное слово. Высокое и… порой очень далекое для нас, взятых из праха и рожденных во грехах. И когда мы читаем призыв Господа в Писании «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», то примеряя это слово к себе, сознаем, что таковыми не являемся и сомневаемся: возможно ли это? Так же подпитывают наши сомнения и богословы, выводя доктрины, что быть совершенным на земле невозможно, что совершенство – удел Бога или какого-то отдельного подвижника, некогда жившего в отдалении от мирской суеты и ставшего добровольным затворником, отрекшегося даже от необходимого для жизни быта.

Но, тем не менее, это заповедь – «Итак будьте совершенны…» (Матф. 5:48). Заповедь, которую исполненный Духом Святым христианин исполнить может и должен. Иначе, зачем было Господу к этому призывать?! И контекст приведенного места Писания раскрывает ту грань совершенства, достижимую нами еще при жизни во плоти. Читаем: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» Христианин, поступающий так – совершенен. Такое отношение к противникам явил и Господь, будучи на кресте, когда молился за распинавших Его. И если мы в своей жизни поступали не так, то нужно покаяться и обратиться, встать на Библейский путь в наших отношениях с нашими недоброжелателями.

Господь увещевает одну из Церквей: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» (Откр. 3:2,3)» Из этих слов следует, что совершенство может являться нами в делах. И если наши дела, поступки, повседневное хождение не является совершенным, то Господь призывает и нас покаяться. И не просто призывает, но и дает совет: «Вспомни, что ты принял и слышал…» А что мы приняли и слышали? Далее я хочу привести места Писания, говорящие о совершенстве, которое достижимо в нашей жизни. Слово указывает на то, как поступать здесь и сейчас, а не в будущем веке.

Апостол наставляет Тимофея: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:17). В приведенном тексте совершенством является готовность к доброму делу - прийти на помощь тому, кто нас просит. Даже не искать, как бы сделать доброе дело, но быть готовым к нему. И, конечно же, исполнить просимое сразу, как от нас это потребуется. Хотелось бы привести в пример Вооза, о котором было засвидетельствовано: «...ибо человек тот не останется в покое, не кончив сегодня дела» (Руфь 3:18). Какая хорошая характеристика! Не останется в покое, не кончив дела! Будем поступать так же, и эта грань совершенства будет нашей.

Далее – Иаков пишет: «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4). Следующая грань совершенства - это терпение. Нынешний век нетерпелив. Всего и сразу. И если возникает какая-либо тяжелая ситуация, то нужно убежать от неё. Прибегнуть к любым способам, лишь бы не страдать. Но у народа Божия не так. Выше приведены слова апостола Иаков о вере, а точнее об её испытании в искушениях. Господь испытывает нашу веру, и в этих испытаниях у нас вырабатывается терпение. Необходимая черта совершенного человека. Терпел наш Господь, томился в ожидании, пока совершится дело спасения мира, которое Он пришел совершить. Терпел оскорбления, угрозы, ненависть. Будучи злословим, не злословил взаимно. Страдая, не угрожал. И находил утешение, силы и помощь в молитвах к Богу Отцу. И нам заповедал: «бодрствуйте во всякое время и молитесь».
Также написано, что Бог долготерпит нас. Терпит наше духовное младенчество. Наши безрассудные дела и поступки. Наше непослушание. Будем и мы совершенны в этом. Будем терпеливы к немощам ближних. Будем терпеливо переносить гонения за веру, которую этот мир и религиозные, духовно мертвые люди, осуждают и гонят. Здесь хочу еще добавить: а до каких пор терпеть? Бывают ситуации, провоцирующие ответить тем же. Где предел? Писание говорит: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:10,11). Господь весьма милосерд и сострадателен! Он воздает тем, кто остается верным Ему и терпит до конца. А конец знаменуется вмешательством Божиим! Конец страданиям Иова положил Господь. Господь, удостоверившись в нашей верности Ему и Его Слову, меняет наши тяжелые обстоятельства и посылает облегчение. Не мы своими, порой беззаконными, действиями должны выходить из затруднительной ситуации; но Бог, вмешиваясь извне, разрушает оковы. Иов мог прекратить свое страдание по совету жены - проклясть Бога. Но он принял от рук Господа все, оставаясь Ему верным. И нам нужно следить за тем, чтобы в стесненных ситуациях оставаться верными Его заповедям. Помня, что в Его руке все «бури» нашей жизни; и умолкают они тогда, когда Ему это угодно. «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» (Пс. 106:29).

Следующая грань совершенства определяется тем, что мы говорим. Апостол пишет «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:1,2). Мы много согрешаем в слове, когда учим тому, чего не знаем или имеем неполное представление о чем-то. Простой вывод: не говори того, чего не знаешь! Не учи тому, что ты не изучил от Духа Святого, как написано: «что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого…» (1 Кор. 2:13). Не давай движение духу (мыслям) которые не испытаны, «но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоан. 4:1). И если это в основном можно отнести к учителям Церкви, то, конечно же, ко всем относится призыв Писания к воздержанию от пустословия, смехотворства, гнилых слов, сквернословия и т.п. И как следствие, не согрешающий в слове, может обуздать и все тело свое. Таковы поступки и действия праведника.
Сложно ли воздерживаться от ненужных слов? Кто-то скажет: очень сложно! Но если внять совету Господа «всегда бодрствуйте и молитесь», то это будет легко. Постоянная внутренняя молитва происходит даже у того, кто о ней и не помышляет. Всякого возрожденного христианина предупреждает о грехе Дух Святой. Достаточно быть внимательными к Его проявлению, когда Он нас предупреждает о грехе, возбуждая внутреннюю молитву, чтобы нам не согрешать в слове, «ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Но если мы будем и сами стараться постоянно молиться и бодрствовать над тем, что говорим, то эта задача облегчается и совершенство в этом достижимо. Кто еще может так предупреждать о грехе, как только Дух Святой? Не спит и не дремлет хранящий Израиля! «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31:8).

И, конечно же, совершенство не достигается одним днем. Нужно время. Нужен опыт и навык, приобретаемый в различных испытаниях, как написано: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Господь учит нас. И нужно быть внимательным учеником, чтобы уроки Божии приносили нам опыт. «Каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся» (Ис. 50:4). Господь учит нас через Слово Свое, через наставников, через обстоятельства. Он заботится, чтобы мы научились различать, что есть зло, а что – добро, потому что у падшего человека эти понятия превращены и искажены. Он черное называет белым, и белое - черным. И как это ни печально, мы часто идем путем проб и ошибок, совершая прежние свои проступки. Но так не должно повторяться бесконечно. Мы должны усовершаться, учиться. Приобретать навык, о котором говорит Писание, чтобы научиться различать зло и добро, что свойственно совершенным. И в этом нет золотой середины. Или мы будем духовно расти или умрем. Или мы отпадем, если будем невнимательны, как написано: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1). Или же будем праведниками, достигшими совершенства: «Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18). Благо, что сегодня благодаря Господу Иисусу Христу праведность и святость стала доступна нам, некогда язычникам, сидящим в тени смертной. «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:22,23). Приступить – это значит подойти, встать рядом, стать единым. Ради Жертвы Христа нам прощены грехи, и через общение Духа Святого и Его руководство наш дух приобретает мысли и желания праведника. Но как некто сказал - «дорогу одолеет идущий», так и совершенства достигает только тот, кто этого желает и к этому стремится.

И самая главная составляющая совершенства есть – любовь. Как написано: «Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). Слово «совокупность» имеет словарное значение как «множество элементов, обладающих некоторыми общими свойствами, существенными для их характеристики». Любовь - составляющая часть совершенства, без которой никто не может быть совершенным. И если углубиться в Писание, то можно увидеть, что и любовь нам дана свыше, «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Будучи обращенными Богом, мы начинаем любить братьев и сестер. Любить Бога, Его Слово. Дух Святой побуждает нас к любви и к грешному человеку, чтобы молиться за него, благотворить ему и благословлять его. И если это вдохновение от Духа становиться нашим, принимается нами, то мы перерождаемся в нового человека, создаваемого Богом по подобию Сына Своего. Если же пренебрегаем Духом Святым и отвращаемся от глаголющего с Небес, то отпадаем от Бога и сворачиваем с пути совершенствования. Итак, кто любит, тот совершен. И, конечно же, любить не словом и языком, но делом и истиною!

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству … (Евр. 6:1)

Владимир Иванов