Найти тему
Полит.ру

Э. Гомбрих «Тени в западном искусстве»

В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга выдающегося историка искусств Эрнста Гомбриха «Тени в западном искусстве» (переводчик Лия Эбраидзе, научный редактор Надежда Проказина, редактор Наталья Нарциссова).

В этой книге автор обращает наше внимание на то, что обыкновенно ускользает от зрительского взгляда: почему тени появляются на живописных полотнах лишь изредка и для чего их использует художник? Начиная с эпохи Возрождения, в одних случаях мастера подчеркивали их резкость, в других — намеренно уходили от их изображения. На примере знаменитых полотен автор показывает, как живописцы и графики разных направлений — от романтизма и импрессионизма до сюрреализма — использовали тени для придания изображению большей реалистичности или драматизма. Рассматривая восприятие теней в мифологии и западной философии, Гомбрих анализирует факторы, определяющие их изображение: форму, расположение, источник света, а также положение зрителя.

Предлагаем прочитать фрагмент из книги.

Падающая тень в истории живописи

Читателю не следует ожидать, что эта глава, призванная лишь продемонстрировать избирательность взгляда художника, изложит полную историю падающей тени в искусстве. Она достигнет своей цели, если после прочтения вы станете замечать на полотнах прошлого падающие тени и обратите внимание на то, как нечасто они встречаются. В истории живописи есть множество примеров блестящей светотеневой проработки, однако предметы зачастую лишены теней или отбрасывают лишь жалкие их подобия.

В действительности даже самые чуткие наблюдатели природы нередко осознанно отказывались от изображения теней. Как бы мастерски художники ни владели искусством цвета и тона, как бы разнообразна ни была их палитра, их мир лишен теней. Складывается впечатление, будто они последовательно избегали теней, чтобы те не нарушали стройную, гармоничную композицию произведения.

Подобное мнение бытовало в среде итальянских художников высокого Возрождения, о чем свидетельствуют не только их работы, но и источник — отрывок из «Трактата о живописи» (Trattato della Pittura) Леонардо да Винчи, в котором ясно высказана точка зрения художника на изображение теней.

То тело обнаружит наибольшую разницу между светом и тенями, которое окажется видимым наиболее сильному источнику света, как свет солнца, а ночью — свет огня. Последний следует мало применять в живописи, так как работы выходят грубыми и непривлекательными. То тело, которое находится в умеренном освещении, покажет небольшую разницу между светами и тенями; и это бывает, когда вечереет или когда облачно. Такие работы нежны, и любого рода лицо получает привлекательность. Таким образом, во всех вещах крайности вредны, чрезмерный свет создает грубость, а чрезмерная темнота не позволяет видеть; середина хороша[1].

Отметим, что в приведенном отрывке Леонардо не только выражает свою личную точку зрения, но и излагает общепризнанное мнение: художники той поры считали, что в живописи недопустимы резко очерченные тени в ярком освещении. Автор соглашается со своими товарищами по цеху и предлагает простой прием, который помогает смягчить изображение, — он советует приглушить солнечный свет и создать в живописной среде облачную атмосферу. Вне всякого сомнения, такова реакция Леонардо и его современников на жесткость линий и яркость освещения на полотнах эпохи Кватроченто. Более того, в главе трактата, посвященной свету и тени, а она занимает 67 страниц рукописного оригинала (Урбинского кодекса), речь идет в большей степени не о свете из точечного источника (свечи или даже солнца), а о рассеянном освещении, отраженном от неба, и всевозможных градациях тона, порождаемых непрямым освещением[2].

 Леонардо да Винчи. Кодекс Ашбернхема. Cхема падения света на стену напротив окна с изображением дуги видимого горизонта и получающейся тенью. Около 1490–1492 г.
Леонардо да Винчи. Кодекс Ашбернхема. Cхема падения света на стену напротив окна с изображением дуги видимого горизонта и получающейся тенью. Около 1490–1492 г.

Мазаччо. Святой Пётр исцеляет больного своей тенью. 1425 г. Фреска. Флоренция, капелла Бранкаччи
Мазаччо. Святой Пётр исцеляет больного своей тенью. 1425 г. Фреска. Флоренция, капелла Бранкаччи

Странно, однако, что сам Леонардо, самый изобретательный мастер техники кьяроскуро, в своих живописных работах не использует все те разновидности тени, которые так подробно рассматривает в своих научных трактатах. При этом некоторые виды теней встречаются в более ранних работах других художников, и это дает основание предположить, что изображение теней просто вышло из моды.

Таким образом, эффекты, являющиеся предметом нашего интереса, часто можно наблюдать на живописных полотнах, созданных в первые десятилетия XV века в Европе, как к северу, так и к югу от Альп. Важнейшей вехой в истории рассматриваемого предмета является фреска Мазаччо с изображением сцены из жизни святого Петра. На ней святой исцеляет калеку своей тенью. Подобное толкование едва ли было бы возможно в предшествующие Мазаччо эпохи. Отметим также многочисленные изображения теней на полотне североевропейского художника того же периода «Мадонна с младенцем в интерьере».

Мастерская Роббера Кампена (Жак Дарэ?). Мадонна с младенцем в интерьере. До 1432 г. Фрагмент. Дерево (дуб), масло. 18,7×11,6 см
Мастерская Роббера Кампена (Жак Дарэ?). Мадонна с младенцем в интерьере. До 1432 г. Фрагмент. Дерево (дуб), масло. 18,7×11,6 см

Роббер Кампен (приписывается). Троица. 1427–1432 гг. Гризайль
Роббер Кампен (приписывается). Троица. 1427–1432 гг. Гризайль

Еще более сильное впечатление производит одна из алтарных створок, предположительно, кисти того же мастера. На ней скульптурная композиция Троицы помещена в нишу и отбрасывает на стену две разные по яркости тени. Леонардо наверняка одобрил бы такую тонкую проработку теней, и не меньше он восхитился бы фреской Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, с ее легкими тенями, которые капители пилястр отбрасывают в скользящем свете.

[1] Leonardo da Vinci, Treatise on Painting, ed. Philip McMahon, Princeton, NJ, 1956, 70 (Codex Urbinas v40). (На русском языке цит. по: Да Винчи Леонардо . Избранные произведения. В 2 т. Переводы, статьи, комментарии А. А. Губера, А. К. Дживелегова, В. П. Зубова, В. К. Шилейко и А. М. Эфроса / Репринт с изд. 1935 г. — М.: Ладомир, 1995. — Т. 2. — С. 140.)

[2] Копии вариантов других трактатов Леонардо о природе тени хранятся, вероятно, в составе Кодекса Гюйгенса. См. Erwin Panofsky, ed. The Codex Huygens, London, 1940.