Открытое акционерное общество «Гайворонский специализированный карьер» имеет статус горного предприятия.
За семьдесят лет своего существования имело несколько названий. Сначала его называли гранитным карьером (гранкарьер), затем переименовали в Гайворонский механизированный гранитный карьер № 1 (номер один – это порядковый номер предприятия в системе высшей государственной структуры), затем – в Гайворонский механизированный карьер. Следующее название – Гайворонский специализированный карьер – предприятие получило в октябре 1973 года.
И, наконец в 1994 году спецкарьер стал открытым акционерным обществом. Учредительное собрание акционеров состоялось 24 мая 1996 и проходило в районном Доме культуры.
История Гайворонского специализированного карьера
На момент создания предприятия в 30-х годах прошлого века оно принадлежало Управлению шоссейных дорог, затем им заботилось управление нерудных полезных ископаемых, которое позже стало республиканским трестом «Укршляхбудматериалы», затем республиканским объединением «Укрдорбудиндустрия».
Управление шоссейных дорог входило в состав Гушосдора НКВД СССР, а в послевоенные годы и до акционирования предприятие, в системе Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог УССР, а после распределения министерства – в Министерстве строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР ( «Минавтошосдор»).
Часть промышленной площадки спецкарьера расположена в пределах Гайворона и находится на юго-восточной окраине города. Остальные части промышленной площадки, где розмищентаинобильно-сортировочные участки, железнодорожные пути, станции Промышленная и само месторождение камня, находится рядом, но уже за чертой города там, где впадает в Южный Буг его левый приток Ташлык.
Производственный процесс на предприятии имеет законченный цикл. Начинается он раскрытием полезного ископаемого и завершается отгрузкой щебня различных фракций в автомобильный транспорт и железнодорожные вагоны. Все основные работы – распашные, подготовительные, добывающие, буровые, дробильные, сортировочные, грузовые выполняются собственными силами и только взрывные работы проводит специализированное предприятие «Кривориждорвибухпром». Капитальные ремонты автодвигателей, железнодорожных тепловозов выполняются на соответствующих заводах Украины.
За семьдесят лет пройден путь от слишком тяжелой ручной работы до полной механизации главных производственных процессов. Однако по-прежнему, условия труда остаются тяжелыми. Почти 60 процентов работников и в настоящее время по данным Государственного комитета по охране труда трудятся в опасных условиях. Работы проводятся под открытым небом. Поэтому жара и морозы, дожди и ветер, насыщенный каменной пылью воздуха, являются постоянными спутниками горняков.
Все это вместе, подобно каплям воды, что, как известно, точат камень, ежедневно, годами проверяет работников карьера на прочность, одним закаляет характер, вторых выталкивает за пределы предприятия, третьим прививает гордость от личного трудового вклада в коллективный труд, четвертым бывает, обнажает чувства впечатлительного восприятия обид, несправедливости ...
Мы расскажем об истории становления горного предприятия, о современных достижениях и людях, которые работали или продолжают работать здесь.
Семьдесят это, все-таки, длинный отрезок времени. Многие работники предприятия уже умерли, но есть их дети, внуки. Одни из них продолжают трудовую вахту родителей в спецкарьере, кому-то выпала судьба работать в других отраслях или учреждениях.
Думаем, что и тем, кто находится на заслуженном отдыхе, приятно будет вспомнить свою молодость, зрелость, а молодым работникам интересно будет узнать о техническом оснащении производственных процессов прошлых лет и сравнить с современным.
Некоторые из бывших работников не найдут на этом канале своих фамилий не потому, что о них забыли, просто невозможно всех поименно перечислить.
Понравилась статья? Подпишись на наш канал! Впереди вас ожидает еще больше интересных статей о Гайворонском спецкарьере!