Сегодня мы поговорим о событии, о котором мало кто из специалистов вспоминает в последнее время - Вашингтонской морской конференции 1921-1922 гг.
Между тем, это событие заслуживает особого внимания, поскольку именно по его результатам резко пошатнулась роль Британии как "владычицы морей", открыв дорогу к господству США для начала в Тихом океане.
На конференции присутствовали девять держав, имевших наибольшее присутствии в акватории Тихого океана. По большому счёту, она состояла из трёх основных блоков:
- Договор четырёх держав - утверждение принципа о неприкосновенности основных территориальных владений в Тихом океане.
- Договор пяти держав - установление новых пропорций по тоннажу военно-морского флота.
- Договор девяти держав - признание территориальных ценностей Китая и установление принципов "открытых дверей" и "равных возможностей в Китае".
Договор четырёх держав интересует нас здесь лишь в том аспекте, что он фактически денонсировал англо-японское соглашение 1902 года (кстати, развязывавшее Японии руки для развязывания войны против России в 1904 году), о Китае поговорим в другой статье.
Наибольший интерес здесь представляет Договор пяти держав (США, Великобритании, Франции, Италии и Японии), устанавливающий новый порядок на Тихом океане.
Ключевыми здесь являются Статьи IV и VII.
Статья IV
Общий заменяемый тоннаж линкоров и линейных крейсеров для каждой из Договаривающихся Сторон не должен превышать в стандартном водоизмещении для Соединенных Штатов 525 000 тонн (533 400 метрических тонн); для Британской Империи 525 000 тонн (533 400 метрических тонн); для Франции 175 000 тонн (177 800 метрических тонн); для Италии 175 000 тонн (177 800 метрических тонн); для Японии 315 000 тонн (320 040 метрических тонн).
и
Статья VII
Общий тоннаж для авианосцев каждой из Договаривающихся Сторон не должен превышать в стандартном водоизмещении для Соединенных Штатов 135 000 тонн (137 160 метрических тонн); для Британской Империи 135 000 тонн (137 160 метрических тонн); для Франции 60 000 тонн (60 960 метрических тонн); для Италии 60 000 тонн (60 960 метрических тонн); для Японии 81 000 тонн (82 296 метрических тонн).
(с оригиналами Договоров 4 и 5 держав можно ознакомиться здесь: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/tr1921.asp)
Иными словами, устанавливалось новое соотношение для ведущих морских держав по тоннажу:
США: коэфф. 5, сохранённый тоннаж: 525850 тонн.
Великобритания: коэфф. 5, сохранённый тоннаж: 580450 тонн.
Япония: коэфф. 3,1, сохранённый тоннаж: 301320 тонн.
Франция: коэфф. 1,75, сохранённый тоннаж: 221170 тонн.
Италия: коэфф. 1,75, сохранённый тоннаж: 182800 тонн.
Иными словами, впервые в новейшей истории Великобритания официально согласилась на сокращение своего действующего военного флота. Несмотря на то, что формально у неё осталось небольшое превосходство по тоннажу перед США, однако мощности действующий американских доков позволяли ликвидировать это отставание максимум в течение 2-3 лет, тем более, что ряд кораблей уже находились на стадии строительства.
Важным аспектом Договора стал и запрет строительства кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. тонн, которых тогда у США не было. Введением этого пункта они давали себе время на то, чтобы ликвидировать и это отставание.
Великобритания, иными словами, больше не имела возможности безраздельно господствовать в акватории Тихого океана, где у неё находились наиболее важные колониальные интересы. Очевидно, что, в случае необходимости, США всегда смогли бы мобилизовать больший по огневой мощи флот со своего Восточного побережья, а также перекрыть Панамский канал, тогда как Британия, будучи удалённой от этого ТВД, не смогла бы в должные сроки перебросить необходимую группировку. Плюс к этому, США получали на какое-то время контролировать развитие Императорского военного флота Японии.
Это стало одним из первых звоночков, который говорил о том, что Британия медленно, но верно теряет свой статус великой колониальной империи. Окончательно это будет оформлено в рамках Атлантической хартии.
О ней, если тема будет вам интересна, поговорим чуть позже.
Комментируйте, делитесь в соцсетях, ставьте лайки и подписывайтесь. Будем размышлять об истории вместе.