Найти тему
Канал историософа

Как США обеспечивали себе превосходство в Мировом океане. Начало

Сегодня мы поговорим о событии, о котором мало кто из специалистов вспоминает в последнее время - Вашингтонской морской конференции 1921-1922 гг.

Между тем, это событие заслуживает особого внимания, поскольку именно по его результатам резко пошатнулась роль Британии как "владычицы морей", открыв дорогу к господству США для начала в Тихом океане.

На конференции присутствовали девять держав, имевших наибольшее присутствии в акватории Тихого океана. По большому счёту, она состояла из трёх основных блоков:

  • Договор четырёх держав - утверждение принципа о неприкосновенности основных территориальных владений в Тихом океане.
  • Договор пяти держав - установление новых пропорций по тоннажу военно-морского флота.
  • Договор девяти держав - признание территориальных ценностей Китая и установление принципов "открытых дверей" и "равных возможностей в Китае".

Договор четырёх держав интересует нас здесь лишь в том аспекте, что он фактически денонсировал англо-японское соглашение 1902 года (кстати, развязывавшее Японии руки для развязывания войны против России в 1904 году), о Китае поговорим в другой статье.

Наибольший интерес здесь представляет Договор пяти держав (США, Великобритании, Франции, Италии и Японии), устанавливающий новый порядок на Тихом океане.

Ключевыми здесь являются Статьи IV и VII.

Статья IV
Общий заменяемый тоннаж линкоров и линейных крейсеров для каждой из Договаривающихся Сторон не должен превышать в стандартном водоизмещении для Соединенных Штатов 525 000 тонн (533 400 метрических тонн); для Британской Империи 525 000 тонн (533 400 метрических тонн); для Франции 175 000 тонн (177 800 метрических тонн); для Италии 175 000 тонн (177 800 метрических тонн); для Японии 315 000 тонн (320 040 метрических тонн).

и

Статья VII
Общий тоннаж для авианосцев каждой из Договаривающихся Сторон не должен превышать в стандартном водоизмещении для Соединенных Штатов 135 000 тонн (137 160 метрических тонн); для Британской Империи 135 000 тонн (137 160 метрических тонн); для Франции 60 000 тонн (60 960 метрических тонн); для Италии 60 000 тонн (60 960 метрических тонн); для Японии 81 000 тонн (82 296 метрических тонн).

(с оригиналами Договоров 4 и 5 держав можно ознакомиться здесь: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/tr1921.asp)

Иными словами, устанавливалось новое соотношение для ведущих морских держав по тоннажу:

США: коэфф. 5, сохранённый тоннаж: 525850 тонн.

Великобритания: коэфф. 5, сохранённый тоннаж: 580450 тонн.

Япония: коэфф. 3,1, сохранённый тоннаж: 301320 тонн.

Франция: коэфф. 1,75, сохранённый тоннаж: 221170 тонн.

Италия: коэфф. 1,75, сохранённый тоннаж: 182800 тонн.

Иными словами, впервые в новейшей истории Великобритания официально согласилась на сокращение своего действующего военного флота. Несмотря на то, что формально у неё осталось небольшое превосходство по тоннажу перед США, однако мощности действующий американских доков позволяли ликвидировать это отставание максимум в течение 2-3 лет, тем более, что ряд кораблей уже находились на стадии строительства.

Важным аспектом Договора стал и запрет строительства кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. тонн, которых тогда у США не было. Введением этого пункта они давали себе время на то, чтобы ликвидировать и это отставание.

Великобритания, иными словами, больше не имела возможности безраздельно господствовать в акватории Тихого океана, где у неё находились наиболее важные колониальные интересы. Очевидно, что, в случае необходимости, США всегда смогли бы мобилизовать больший по огневой мощи флот со своего Восточного побережья, а также перекрыть Панамский канал, тогда как Британия, будучи удалённой от этого ТВД, не смогла бы в должные сроки перебросить необходимую группировку. Плюс к этому, США получали на какое-то время контролировать развитие Императорского военного флота Японии.

Это стало одним из первых звоночков, который говорил о том, что Британия медленно, но верно теряет свой статус великой колониальной империи. Окончательно это будет оформлено в рамках Атлантической хартии.

О ней, если тема будет вам интересна, поговорим чуть позже.

Комментируйте, делитесь в соцсетях, ставьте лайки и подписывайтесь. Будем размышлять об истории вместе.