Во Флоренции есть колокольня Джотто. В этом веке этому 85-метровому сооружению исполнится 700 лет. Она старше Куликовской битвы.
В конце 13-го века, когда проектировался собор, единственным действенным средством оповещения граждан о чём-то важном был звон церковных колоколов. Исходя из этого, автор проекта Арнольфо ди Камбио включил здание колокольни (башни-кампаниллы) в общий проект. Разработкой чертежей, а также строительством первого яруса башни вплотную занимался архитектор Джотто ди Бондоне.
Сам Джотто был уже в возрасте, поэтому колокольню он не закончил, и её продолжили строить другие архитекторы. Но она всё же получила его имя, за большой вклад в её создание. Ныне весь мир знает её, как колокольню Джотто, построенную в стиле великолепной готики.
Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 - 1337) был не только архитектором, но и художником. Родился он в городке Веспиньяно, к востоку от Флоренции, в семье кузнеца. Существует красивая литературная легенда о том, что он был учеником самого Чимабуэ, но, видимо, это всего лишь легенда.
По словам историка Вазари, Джотто работал вместе с Чимабуэ над фресковыми росписями в Ассизи, в церкви Сан Франческо.
В некоторых фресках церкви исследователи отмечают своеобразный, очень светлый колорит, достигаемый градацией жёлтых, розовых и зелёных тонов. Эти фрески приписываются Джотто.
Главным произведением Джотто считаются фрески в капелле дель Арена, в Падуе. Здесь под его руководством (1303-1305 г.г.) расписан центральный неф, а росписи на стенах апсиды (алтаря) относятся к школе Джотто, и датируются временем после 1317 года.
Работа художника в капелле, выполненная по заказу богатого гражданина Падуи Энрико Скровеньи, ознаменовала собой поворот в искусстве - появление пространственной перспективы. Также присутствовали живость персонажей и моделирование светотени. Можно сказать, что это было уже "пред-Возрождением".
Цикл состоит из 36 фресок, продуманно размещённых с учётом планировки здания и освещения.
По некоторым сведениям, Джотто работал и в Риме, создавая монументальную мозаику Навичелла.
Во Флоренции, в базилике Санта-Кроче, некоторые сцены также приписываются Джотто, который работал здесь в 1320-х годах.
В 1328-1333 годах Джотто работал при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. В 1330 году ему был присвоен титул придворного художника. О серии фресок "Девять героев" (не сохранились) упоминал поэт Петрарка.
С 1334 года Джотто был главным архитектором Флоренции.
Наряду с фресками Джотто работал и над станковыми картинами: расписными крестами, полиптихами, отдельными алтарными картинами. Как правило, в Италии в то время писали на досках из тополя. Некоторые работы Джотто подписывал, а иные определили потом по стилю.
Безусловно, Джотто был новатором в изобразительном искусстве, и в той или иной мере повлиял на все последующие поколения художников.
"Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объёмов, чёткость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи".
Словарь Брокгауза
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ И СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ!